Санкт-Петербург: от Эрмитажа к ночным мостам

23–27 мая 2011 года

Итак, оставив за спиной Эрмитаж, я направился вдоль Мойки в сторону Марсова поля. На снимке, сделанном с Певческого моста, видно, как туристический теплоход ловко заруливает под Вторым Зимним мостом в Зимнюю Канавку.


Певческим он зовётся неспроста: напротив находится Государственная академическая капелла, ранее — Придворная певческая капелла (1887–1889). А первое название моста — Жёлтый.


Только было я удивился запущенности Конюшенного двора (1817–1823)…


…как дождь пошёл с утроенной силой.


Из-за него я сделал несколько снимков Спаса-на-Крови и бросился было искать политического убежища поближе к Невскому, однако достаточно быстро ливень стих. Второпях я пропустил несколько объектов. Например, Михайловский дворец в моей фотоколлекции представлен только входом в Русский музей со стороны канала Грибоедова.


Но дом Адамини (1823–1827) всё же не пропустил.


Вид с Мало-Конюшенного моста на Первый Садовый и Михайловский замок (не путать с дворцом!) вдалеке. Туда мы ещё доберёмся.


Целью беготни была Дворцовая набережная. Для начала — Мраморный дворец (1768–1785).


Дворец выполнен с использованием 32 различных видов мрамора. Фасады, выходящие на Миллионную улицу и на набережную, идентичны.



Служебный корпус (1780–1788, 1844–1849) — отдельным дворцом.


Рядом с Мраморным дворцом находится ещё один разводной мост — Троицкий (1896–1903). Французская фирма, строившая мост, не уложилась к обещанному 1901 году, за что была оштрафована на 150000 рублей. Средняя зарплата рабочего в то время в Москве и Петербурге была рублей 15–20. Сейчас бы такие штрафы ввести, глядишь, и долгостроев бы поубавилось.


Въезд на мост со стороны Марсова поля лежит между двумя обелисками, ровесниками моста. Орла с гербом на них при смене власти не замечали аж 38 лет, пока в 1955-м не заменили признаки свергнутого самодержавия на серп и молот. Обратная замена произошла в 1994-м.


Что касается Дворцовой набережной, то отмечу ещё несколько зданий в сторону Эрмитажа. Дворец Кантемира, он же особняк Громова (1715, первая работа Растрелли, перестраивавшаяся в 1860-х и в 1875–1877 годах).


Особняк Гагарина (1800, 1860–1863).


Четыре последних жилища идут одно за другим. Вид с противоположного берега.


Ново-Михайловский дворец (1857–1861), в котором находятся несколько институтов РАН.


Та же РАН заняла ещё один дворец (1867–1872), ранее принадлежавший великому князю Владимиру Александровичу.


С Дворцовой набережной открываются лучшие виды на стрелку Васильевского острова и Петропавловскую крепость.



Нева здесь наиболее широка.


Погода была не слишком живописной, но сюда мы ещё вернёмся во время разводки мостов.


В другую сторону от Троицкого моста тянется набережная Кутузова. Названа она так из-за того, что здесь находится дом семьи Кутузовых. На снимке он в середине, голубого цвета.


Оставляем набережные, чтобы пойти на Марсово поле. В центре поля горит Вечный огонь в память о жертвах революций.


Интересного тут ничего нет. Поле как поле.


Сбоку — дворец Елизаветы Петровны (1730-е), преобразованный в 1817–1821 годах в казармы Павловского гренадёрского полка. На фасаде красуется надпись «Ленэнерго».


С другой стороны находится Летний сад, но в мае он был перекопан (открылся сад в 2012 году, и мимо моего блога это событие не прошло). Минуя его, переходим через Фонтанку и движемся к Соляному городку, названному так из-за находившихся здесь складов соли. Выходящая на набережную часть городка не так хороша.


Самое интересное находится со стороны Соляного переулка. Тут стоят здание Центрального училища технического рисования имени Штиглица (1879–1881)…


…и потрясающее здание музея училища (1885–1895). Училищу стало тесно в своих стенах, а тут умерший барон Штиглиц завещал ему 9 миллионов серебряных рубликов. На них построили и заполнили экспонатами этот музей.

Оба здания сейчас заняты Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академией имени всё того же Штиглица.

Проходящая рядом улица Пестеля выходит на Литейный проспект, поэтому старается не отставать во внешнем виде.



Арка в доходном доме Ратькова-Рожнова (1900) достойна отдельного снимка.


Также отмечу фасад дома Зарембы (1861), восстановленного в 1946 году и украшенного барельефом в честь оборонцев полуострова Ханко в период Великой Отечественной.


Возвращаемся к слиянию Мойки и Фонтанки и движемся вдоль последней.


Справа находится интереснейший экспонат — Михайловский замок, также известный как Инженерный замок.


Замок был построен в 1797–1801 годах архитектором Бренной по проекту Баженова, того самого, кто спроектировал бо́льшую часть построек в московском Царицыне.


Инициатором строительства был Павел I, захотевший получить дворец, выполненный по схеме средневекового замка. Ранее здание было окружено водой со всех сторон, попасть в него можно было лишь по откидывающимся цепным мостам, но с ходом времени все каналы были засыпаны. В 1990-е восстановили ров перед главным фасадом.


Ну и конечно никуда не деть текущую позади замка Мойку.


Боковые фасады менее богаты. Виды со стороны Фонтанки…


…и с противоположной. Именно этому фасаду замок обязан первоначальному названию, так как здесь находится церковь Архангела Михаила. Инженерным замок начали называть в 1823 году, когда в нём разместилось Главное инженерное училище.


Совсем рядом находится ещё одно заметное здание — цирк Чинизелли (1877), до сих пор используещийся по прямому назначению. Это первое в стране каменное здание, построенное специально под цирк.


Ещё чуть впереди находится Манежная площадь с Домом кино (1916), домом Алексина (1878) и Зимним стадионом в Михайловском манеже (1800, 1824).




С неё можно выйти на пешеходную Малую Садовую улицу.


Отсюда мы, плавно или неплавно, не знаю, но переносимся на Васильевский остров, самый крупный из более чем тридцати островов города. Топонимика основной части острова специфична: он застроен ровной сеткой, пронумерованные «вертикальные» улицы которой зовутся линиями Васильевского острова (сокращённо «В. О.»), а крупные «горизонтальные» — Малым, Средним и Большим проспектами В. О. Здесь также присутствует пешеходная зона — часть идущих вместе 6-ой и 7-ой линий между Средним и Большим проспектами.


Архитектура центральной части острова не так богата. На Большом проспекте можно запросто встретить как привычный доходный дом, так и сталинку.



Поэтому покидаем её и отправляемся на набережную Лейтенанта Шмидта. Дома тут тоже неплохие.


Но здесь они остаются как бы на фоне.


Ведь именно тут можно почувствовать, что Питер — это ещё и порт.


Отсюда отправляют грузы.


Отправляют людей в круизы.


Причём иногда против их воли.


Зайдём на Благовещенский мост.


С него можно как следует оглядеть набережные. Английская в обе стороны от моста.




Университетская.


Большая Нева в сторону Финского залива…


…и в сторону центра города.


Конструкция моста в месте разводки. Между зубьев видна река.


Отправляемся на Университетскую набережную, самую, пожалуй, известную набережную города: что ни дом, то памятник. Шикарное здание Академии художеств.


Со времени постройки в 1764–1788 годах и до сих пор здание используется по назначению.


Дворец Меншикова, первого губернатора Санкт-Петербурга.


Несмотря на некоторую игрушечность дворца, он является весьма заметной единицей истории Питера — это первое каменное здание в городе (1710–1714).


Флигель Первого кадетского корпуса (1756–1759).


Дворец Петра II (1714–1727, 1759–1761), с 1870 года использующийся как учебное заведение. Сейчас здесь располагается филологический и восточный факультеты СПбГУ.


Сбоку к дворцу примыкает ректорский флигель (1840–1842), следом за ним видно боковой фасад трёхэтажного здания Двенадцати коллегий (1722–1742) с 400-метровым коридором на втором этаже. Изначально по коридору бегали члены Сената, Синода и десяти министерств, а теперь они заменены студентами и преподавателями СПбГУ.


Здание академии наук (1783–1789).


Кунсткамера (1718–1734, 1754–1758).


Официально, кстати, зовётся Музеем антропологии и этнографии имени Петра I.


Набережная кончается Биржевой площадью и собственно Биржей.


Именно Биржа попадает в центр кадра при попытке снять стрелку Васильевского острова с Дворцовой набережной. По обе стороны от неё за ростральными колоннами видны два её пакгауза.


Здание было построено в 1805–1810 годах. В 1939–1941-м в него из Адмиралтейства перенесли Военно-морской музей, основанный ещё Петром I.


Находящиеся по соседству, на уходящей на северную часть острова набережной Макарова здания также изначально выполняли функции, связанные с торговлей, но потом поменяли направленность. Петербургская портовая таможня (1829–1832) в 1905-м уступила место Пушкинскому дому.


Главное управление неокладных сборов (1899–1901) — психфаку СПбГУ.


Министерство торговли и промышленности (1914–1915, в массивном тёмном доме в центре кадра) — Военной академии тыла и транспорта имени Хруничева.


Биржевая площадь. Якорь 1723 года, изготовленный на Олонежском заводе, на территории нынешнего Петрозаводска, был найден на Васильевском острове и установлен к 300-летию города.


Позади стелы с корабликом и находится всем известная стрелка. В этом месте Нева, текущая навстречу снимающему, разделяется на две части — Большую Неву, вдоль которой мы прошли (она уходит вправо), и Малую Неву, огибающую Васильевский остров и остров Декабристов (влево). Ширина реки здесь — порядка 800 метров.


Со стрелки прекрасно видно сразу несколько символов Питера: Эрмитаж, Дворцовый мост и Петропавловскую крепость.




В сторону последней и отправляемся. Крепость расположена на Заячьем острове, который, в свою очередь, примыкает к крупному Петроградскому. Поэтому для начала пару слов о нём. Вглубь я не забирался, прошёлся по набережным и крупному Кронверкскому проспекту. Последний, как и Большой проспект В. О., застроен смешанно, но по колориту гораздо ближе к центральным районам города.



Проспект как бы отсекает полукруглый прибрежный участок острова, на котором находятся зоопарк и Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Их я не запечатлел, в отличие от комплекса Народного дома Николая II, планетария и театра «Балтийский дом» (все — 1900–1912).




Недалеко от Заячьего острова с обеих сторон к берегам Петроградского острова пришвартованы две реконструкции кораблей XVIII века. С запада находится «Летучий голландец», с востока — «Благодать». В обоих суднах размещаются дорогие рестораны.



Вид от «Летучего голландца» на Эрмитажный комплекс. Зимний дворец справа, затем идёт Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж с аркой-переходом над Зимней Канавкой и Эрмитажный театр.


Заглянем в Петропавловскую крепость. Она была сооружена в 1703 году и ни в каких боевых действиях за триста лет не поучаствовала, если не считать таковыми ежедневные выстрелы, возвещающие о наступлении полудня, совершаемые с 1730-х годов с перерывами. В ходе революции залп из крепостной пушки дал сигнал экипажу «Авроры» сделать свой знаменитый выстрел. Однако в 1925 году параноидально стиравшие все признаки имперской власти большевики едва не совершили глупость: Ленсовет выпустил постановление о сносе крепости и строительстве на её месте стадиона. Но разум всё же победил. Заходим на несостоявшуюся арену «Зенита» по Иоанновскому мосту, построенному на месте самого первого городского моста, Петровского. Он ведёт к Иоанновским воротам в Иоанновском же равелине.


Проходим одни ворота и попадаем к другим. Они называются Петровскими, так же, как и куртина, в которой они построены.


Из других укреплений крепости отмечу Нарышкин бастион с Флажной башней и Государев бастион с хорошим видом на Дворцовую набережную. На стенах последнего отчётливо виден переход от краснокирпичных внутренних стен крепости к серокаменным внешним.



На территории крепости в первую очередь выделяется шпиль Петропавловского собора. Его я касался в первой части, поэтому ограничусь одним снимком.


Из остального можно отметить Ботный дом (1762–1766) с копией ботика Петра. Вообще-то домик строился специально для хранения «дедушки русского флота» и с задачей справлялся, но в 1928 году ботик перенесли отсюда сначала в Петергоф, а потом — в Военно-морской музей.


Девушка с веслом на крыше символизирует ни много ни мало навигацию.


Из музеев на территории крепости рекомендую два. Первый — тюрьма Трубецкого бастиона, очень наглядный.


Можно почувствовать себя заключённым карцера образца XIX века с соответствующим освещением.


Даже порядком изменившийся двор всё ещё производит соответствующее впечатление.


Ну а самым маленьким рекомендовано посещение музейчика, привлекающего внимание фигурой у входа.


За дверью — экспозиция «Орудия пыток Средневековья». Не менее наглядная.



Покидаем крепость и отправляемся на Петроградскую набережную, по пути отмечая монументальное советское здание со скульптурами на Петровской набережной.


На Петроградской находится Городской училищный дом имени Петра Великого (1910–1912), приютивший в себе Нахимовское военно-морское училище.


Боковой фасад.


Рядом находится разводной Сампсониевский мост (1908) через Большую Невку, отделяющуюся от Невы после Литейного моста.


Ну да, ещё здесь стоит на приколе «Аврора», но это мы уже знаем.


В остальном — ничего интересного в масштабах Петербурга. Набережная как набережная.


За мостом — Выборгский район. На том берегу уже более современный и неоднородный в плане застройки город.


Интересное можно найти и здесь, но это, скорее, исключение. Как, например, бывшая больница Общины сестёр милосердия святого Георгия Российского общества Красного Креста (1889–1892).


Последнее в этой части — разводка мостов. Ходить по ночному Питеру — одно удовольствие: в городе не только много подсветки, но и, что самое главное, много красивых мест, которые нужно подсвечивать. Набережная Мойки с Красного моста.


Запутавшееся в проводах Адмиралтейство с Гороховой улицы.


Зимний и готовившаяся к дню города Дворцовая площадь.



Дворцовая набережная.


Университетская набережная.


Освещение набережных выполнено по-разному: где-то лампы подвешены на стенах зданий, а где-то вделаны в тротуары.


Лучшая подсветка — у Петропавловской крепости. У неё же и лучшие ночные виды.



Самый посещаемый ночью мост — Дворцовый (1912–1916), соединяющий одноимённую набережную с Университетской набережной и Биржевой площадью.


Занимаем удобную диспозицию и ждём, когда часы покажут двадцать пять минут второго: именно в это время в мае разводился мост.


Разводка занимает примерно пять минут. За это время механическая система моста, в которой остались некоторые оригинальные детали, поднимает два 700-тонных пролёта.


В разведённом состоянии мост удерживается двумя 1000-тонными противовесами.


В таком положении мост находится до 4:50.


Если до этого под мостом шныряли только мелкие теплоходы с туристами да катера, то теперь пришло время более серьёзных машин.



На десять минут позже разводился Троицкий мост. У него подъёмная секция одна, и она находится с краю.


Бросим последний взгляд на крепость…


…и на принявшую фирменный облик стрелку.


На этом всё, на очереди последняя часть со всеми впечатлениями.

 

 
Вся серия:
    Петергоф
    Пушкин
    Павловск
Санкт-Петербург:
    Часть 1: памятники
    Часть 2: религии
    Часть 3: от вокзала к Эрмитажу
→ Часть 4: от Эрмитажа к ночным мостам
    Часть 5: главное

Тэги: , , , , , , .
Подписаться
Уведомить о

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии