Санкт-Петербург: религии

23–27 мая 2011 года

Вторая часть отчёта, как я уже говорил, посвящена религиозным учреждениям Северной столицы. Как и в случае с памятниками, охватить всё в данной номинации также нереально: в Питере одних православных церквей и часовен более трёхсот. С них и начну.
Будем двигаться от самых известных. Казанский собор в излишних представлениях не нуждается.


Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери (именно так он полностью называется) расположен прямо на Невском проспекте, так что побывать в Петербурге и пройти мимо него практически невозможно.


Собор построен в 1801–1811 годах архитектором Воронихиным. В 1813 году тут был похоронен Кутузов. В советское время собор по прямому назначению, разумеется, не действовал. Здесь находился Музей истории религии и атеизма. Своеобразный большевистский юмор.


Высота купола с крестом — 71,5 метра.


Здание, конечно, впечатляющее. Одна колоннада из 96 колонн чего стоит.



Двери не отстают.


Плавно перемещаемся в сторону Невы. Между Мойкой и Адмиралтейским проспектом находится второй известнейший собор — Исаакия Далматского.


Исаакиевский собор строился и перестраивался в 1818–1858 годах по проекту архитектора Огюста Монферрана.


Он выше Казанского на 30 метров, что позволяет ему быть явной доминантой в центре города.


От собора до набережной Невы метров четыреста, поэтому собор отлично видно и с противоположного берега.



Исаакиевский собор является, по сути, музеем и смотровой площадкой. Службы в нём проходят лишь по воскресеньям да большим праздникам.


В годы блокады Ленинграда немцы не обстреливали собор, так как он был для них отличным ориентиром. Тем не менее, случайные попадания всё же имели место быть, поэтому на колоннаде сохранены повреждения. Памятная табличка гласит: «Это следы одного из 148478 снарядов, выпущенных фашистами по Ленинграду в 1941–1944 гг.».


Двери, как видно, тут даже побогаче, чем в Казанском.


Третий знаменитый храм Санкт-Петербурга — церковь Воскресения Христова, больше известная под названием Спас-на-Крови. Она расположена совсем рядом с Казанским собором.


Построенный в 1883–1907 годах (архитектор — Парланд) на месте совершения смертельного покушения на царя Александра II, храм несколько напоминает московский собор Василия Блаженного на Красной площади.


Дополнительную красоту церкви придаёт расположение на берегу канала Грибоедова.


В конце 1930-х храм чуть не разобрали, но с началом войны вопрос был отложен. Сейчас он, насколько я понимаю, недействующий или редко действующий, внутри — музей. В отличие от рассмотренных выше представителей классицизма, данный храм построен в русском стиле, поэтому стены усеяны изразцами и прочими мелкими подробностями.



Рядом расположилась часовня Иверской иконы (1907), увенчанная вместо креста так называемой хризмой — монограммой имени Христа.


Высота Спаса-на-Крови — 81 метр, он также является доминантой. Вид на собор с Марсова поля.


Также пару слов необходимо сказать о Петропавловском соборе, расположенном в одноимённой крепости на Заячьем острове. Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, построенный в 1712–1733 годах под руководством архитектора Трезини, является одной из главных доминант города: высота его колокольни — 122,5 метра.


Собор по совместительству является Императорской усыпальницей: именно здесь захоронены останки почти всех императоров, начиная с Петра I.


Рядом находится Великокняжеская усыпальница (1897–1908), в которой похоронены менее известные члены царского дома, не дослужившиеся до императорского чина.

Впрочем, в отрыве от крепости собор воспринимается с трудом, поэтому он ещё появится в будущих постах.

Переходим к чуть менее известным соборам. Перспектива Шпалерной улицы на востоке замыкается Смольным собором.


Смольный Воскресенский собор (архитекторы — Растрелли и Стасов) строился почти сто лет, с 1748-го по 1835-й, в связи с русско-прусской войной, ослабившей казну. Сейчас в нём действует выставочно-концертный зал, хотя и службы проводятся.


Собор высотой почти в 94 метра является центром ансамбля бывшего Смольного монастыря, в корпусах которого ныне располагаются, в основном, вузы.


Так вот и учатся за монастырской стеной.


Переносимся к Фонтанке, а точнее — к пересечению Измайловского и Троицкого проспектов. Здесь располагается ещё один собор работы Стасова — Свято-Троицкий Измайловский (или же собор святой Живоначальной Троицы) (1828–1835).


Этот собор тоже не из маленьких — его высота составляет около 80 метров.


Этой церкви как-то не очень фартит с главным куполом. Первый несчастный случай на стройке случился в 1834 году, когда сильная буря снесла его вместе с крестом. А в 2006 году при проведении реставрации загорелись строительные леса, окружавшие всё тот же главный купол. В википедии есть зрелищная фотка этого момента, гляньте.


Около храма также присутсвует часовня, построенная в 1894–1895 годах в честь спасений Александра III с семьёй при крушении поезда и Николая II при покушении на него в Японии.


Недалеко, на другом берегу Фонтанки, в месте пересечения Крюкова канала и канала Грибоедова, расположен Николо-Богоявленский Морской собор (1753–1762). Храм в стиле барокко среди прочего примечателен тем, что охранялся советской властью как исключительный памятник, чего не случалось ни со Спасом-на-Крови, где располагался даже морг, ни со Свято-Троицким, где было овощехранилище.


Отметим также четырёхярусную колокольню.


Она стоит отдельно от храма, на границе его территории, поэтому смотрится оторванной от него.


По пути от Свято-Троицкого собора к Морскому внимательный турист увидит Свято-Исидоровскую церковь (1907), построенную на берегу канала Грибоедова.


Следующий экспонат сегодняшней экскурсии — находящаяся на набережной Лейтенанта Шмидта, что на Васильевском острове, церковь Успения Богоматери (1894–1900).


Храм был построен по какой-то прогрессивной схеме, что позволило создать внутри огромное свободное пространство. Настолько огромное, что в советское время в нём располагался — внимание! — крытый каток.


Храм тоже весьма видный, правда, точную высоту не знаю.


Вид с Английской набережной.


Также на Васильевском острове, на 6-ой линии, вплотную друг к другу находятся две относительно небольшие церкви — собор Андрея Первозванного (1764–1768) и церковь Трёх Святителей Вселенских (1740–1760-е). Когда Андреевский собор был холодным и деревянным, начали строить церковь Святителей, а там и каменный Андреевский подоспел.



На Петроградском острове удалось взглянуть только на Троицкую часовню в честь 300-летия Санкт-Петербурга (2003), находящуюся рядом с Петропавловской крепостью. Часовня построена примерно на месте утраченного храма Святой Троицы, первого храма Петербурга, заложенного через четыре с половиной месяца после основания города.


Вновь переносимся в центральную часть города. Достаточно неприметная церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (или просто Скорбященская) (1818) на пересечении Шпалерной и Чернышевского.


Ещё две церкви находятся на улице Пестеля, по разные стороны от Литейного проспекта. В западной части (ближе к Фонтанке) — церковь Пантелеимона в Соляном переулке (1735–1739), в восточной — Спасо-Преображенский собор (восстановлен после пожара в 1827–1829 годах). Первая несёт несколько мемориальных досок в честь побед в Великой Северной войне, вторая — ограду в честь побед над турками.



Также недалеко от набережной Фонтанки, на Моховой, находится церковь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (1734).


Перемещаемся обратно на Невский проспект. В самом его конце, за площадью Невского, находится Александро-Невская лавра. Честно говоря, о её существовании я только слышал, но не знал, где именно она находится, да и желания посетить не было. Зашёл случайно, причём с задней стороны, поэтому Троицкий собор лавры остался за кадром. Запечатлёнными оказались лишь несколько строений. Митрополичий корпус (1758, 1863).


По краям корпуса расположены Северо-Западная и Юго-Западная башни (1772–1774), также известные как Ризница и Древнехранилище соответственно.



Благовещенская Александро-Невская церковь (1717–1722).


Путь к главному собору, как впоследствии оказалось, лежит через надвратную церковь во имя уже попадавшейся сегодня иконы «Всех скорбящих Радость» при входе на кладбище прямо с площади Невского (1783–1785).


Пройдёмся по Невскому и отметим другие христианские церкви. Начнём с армянской апостольской церкви святой Екатерины (1771–1776) (армянская церковь, кто не знает, также относится к православию). Расположена церковь ровно напротив Гостиного двора.


С православием закончили. Следующим объектом осмотра будет католическая церковь святой Екатерины (1763–1766, 1779–1783, архитектор — Ринальди), дважды горевшая во времена СССР. Находится она также около Гостиного.


Ещё выше по Невскому, практически напротив Казанского собора, находится немецкая лютеранская церковь святых Петра и Павла (1833–1838), также известная как Петрикирхе.


Главная кирха страны построена по проекту брата художника Карла Брюллова Александра. В советское время использовалась — о, спорт, ты — мир! — как плавательный бассейн, из-за чего пострадала акустика зала.


Позади кирхи, на пешеходной Малой Конюшенной, располагаются ещё два протестантских строения. Первое вмещает шведскую лютеранско-евангелическую церковь святой Екатерины (1863–1867). Имя святой Екатерины в Питере сильно в ходу: помимо двух рассмотренных, ещё одна лютеранская церковь с аналогичным названием существует на Васильевском острове. А на Большой Конюшенной находится финская евангелическо-лютеранская церковь святой Марии.


В 1905 году рядом с рассматриваемой церковью для её нужд был построен прекрасный жилой дом.


Напоследок не обойдём вниманием ислам. Соборная мечеть Санкт-Петербурга (1909–1913) находится на Кронверкском проспекте, недалеко от Петропавловской крепости.


Длина здания составляет 45 метров, ширина — 32 метра, высота главного купола — 39 метров.


Каждый из двух минаретов возвышается на 48 метров.


Некогда она была крупнейшей в России, теперь же носит условные титулы одной из крупнейших и одной из самых северных в мире.

Также в Питере есть буддийский храм.

Вторая часть окончена. Дальше будут улицы, реки и каналы прекрасного города.

 

 
Вся серия:
    Петергоф
    Пушкин
    Павловск
Санкт-Петербург:
    Часть 1: памятники
→ Часть 2: религии
    Часть 3: от вокзала к Эрмитажу
    Часть 4: от Эрмитажа к ночным мостам
    Часть 5: главное

Тэги: , , , , .
Подписаться
Уведомить о

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии