23 августа, 7 ноября 2011 года
Сергиев Посад — главная туристическая Мекка Московской области. Виной тому, конечно же, Троице-Сергиева лавра. ⅔ рассказа ей и посвящены, но начнём мы по традиции издалека.
Образовавшийся вокруг лавры посад в 1782 году с лёгкой руки Екатерины II нарекается Сергиевым в честь Сергия Радонежского.
Непосредственно у вокзала установлен другой памятник — Савве Мамонтову, одному из первых директоров Московско—Ярославской железной дороги.
Сам вокзал, похоже, достаточно новый.
Движемся к главной улице Сергиева Посада, проспекту Красной Армии. Памятник Загорскому находится именно там, а напротив него — здание бывшей мужской гимназии (1875–1877). Сейчас здесь институт.
Проспект — самая интересная улица города. Не ошибусь, если скажу, что это единственная интересная улица. В застройке южной относительно лавры части присутствуют двухэтажные каменные домики.
Деревянные одноэтажки с цоколем тоже не редкость.
Соседние улочки в основном застроены частными домами. Встречаются и заброшенные экземпляры.
В этой части города достойны упоминания ещё несколько мест. На Болотной улице это Успенская церковь (1757–1767).
На проспекте — церковь Вознесенская (1766–1779), которая должна была быть двухэтажной…
…и трапезная, где можно отведать снедь, коей спокон веков питались монахи: пиццу, чебуреки, мороженое.
До лавры уже рукой подать.
Пятницкий колодец, также именуемый Сергиевым, на самом деле не просто колодец, а вододобывающая часовня. Дата постройки затеряна где-то на рубеже XVII и XVIII веков.
Место напротив колодца именуется Подолом. На нём находятся сразу две церкви.
Подойдём поближе. Церковь справа (относительно этого снимка) носит название Введенской и построена в 1547 году.
Вид со стороны проспекта.
Вторая, шатровая церковь называется Пятницкой. Почти везде указано, что она построена в один год с соседкой Введенской, но это, кажется, ошибка: в нынешнем виде Пятницкая церковь появилась в конце XVII века.
Рядом с Подолом разместился странноприимный дом (1892). Принимать он, впрочем, никого не спешит.
Надо сказать, что по ощущениям Сергиев Посад всё так же крутится вокруг лавры. Её присутствие чувствуется даже там, где его чувствовать необязательно.
Хотя надо отдать Посаду должное: в нём достаточно интересных мест. Вот, например, заборчик, отгораживающий соседнюю с лаврой территорию.
За ним находится Пафнутьевский сад, но единственные встреченные ворота для меня не предназначались.
В начале Ильинской улицы находится Келарский пруд. Пруд рукотворный, налит в 1552 году.
На этой улице также есть церковь, также Ильинская (1765–1773).
Возвращаемся на проспект Красной Армии и исследуем ту его часть, что находится к северу от лавры. Старая монастырская гостиница (1823), которую после перестройки пытались восстановить силами городской администрации, но в итоге прилепили ярлык «не подлежит восстановлению». Однако стоило передать её в собственность лавре, как Росатом ниспослал на ремонт 400 миллионов рублей. Вот что крест животворящий делает.
Позади гостиницы — слегка заросший Белый пруд с лебедем.
Противоположная сторона тоже ничего. Довольно старые дома…
…перемежаются с довольно новыми, выполненными в том же духе.
Новые иногда не слишком хороши, но сильно не выделяются.
Вбок убегает приятная улица Карла Маркса.
По сути, это весь исторический центр Посада. В северной части города ничего особенного нет.
Поэтому отправляемся поближе к лавре. Несколько примечательных вещей находится со стороны Белого пруда. Памятник защитникам отечества.
Конный двор (1790–1791).
Кони не замечены, только газель.
Петропавловская церковь (1820).
Отсюда же открывается лучший вид на самую красивую башню лавры, Уточью (1650).
Мы же идём мимо менее броской Сушильной башни (XVI–XVII века).
Вдоль главной стены установлена пара практически противоположных по смыслу памятников. Один, что логично, посвящён Сергию Радонежскому (2000).
Второй — Ленину. Ну а что, площадь-то эта главная в городе.
Немного истории для самостоятельного изучения.
Выходим на площадь перед входом, носящую название Красногорской.
Слева видна Пятницкая башня (1640). Система такая же, как в московском Новодевичьем монастыре: угловые башни круглые, промежуточные — квадратные, но по внешнему виду есть отличия как между угловыми, так и между промежуточными.
Часовня в правой части предыдущего кадра называется Красногорской (1770).
На площади, как полагается, много живности. Выделяются четыре основных вида. Первый и основной — конечно же, туристы.
Наличие в местной биосфере данного вида явилось причиной появления трёх других. Вид второй — это весьма наглые голуби, пожирающие корм с рук.
Вид третий — продавцы сувениров и всяческой дряни. Надо сказать, что цены довольно низкие, хоть до кисловодских и недотягивают.
Ну и вид четвёртый — алковоины и прочие попрошайки, которых у стен лавры полно, как и около любого другого крупного религиозного заведения.
Отправляемся внутрь через Красную надвратную башню. Справа видны Успенские ворота. Оба строения датируются XVII веком.
Вход украшает настенная роспись, более свежая, чем в Ярославле.
Успенские ворота и надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи (1692–1699).
Церковь расписана довольно весёленько, эдакое псевдо-3D, свойственное нескольким постройкам лавры.
Перед церковью — фигурная книжная лавка (1895).
Отправляемся в правую относительно входа часть территории, на которой располагается Московская духовная академия — церковный вуз, основанный в 1814 году.
За этой аркой находятся пара келейных корпусов и здание библиотеки (1874–1876).
Левее — учебный корпус этой самой академии (XIX век).
Ещё левее — царские чертоги с Покровской церковью (конец XVII века).
Здание, поначалу бывшее дворцом царской семьи, в 1814 году перешло академии, сохранив былую роскошь: наличники, изразцы, аккуратные крылечки.
Из остальных строений в этом углу территории отмечу ещё Каличью башню (1758–1778), нестандартный вид которой объясняется тем, что она задумывалась как проездная.
Соседняя с ней угловая Плотничья башня (XVI–XVII века) и часть крепостной стены.
Шатровая церковь Зосимы и Савватия и больничные палаты (1635–1637).
Совсем небольшая Смоленская церковь (1746–1748), можно даже с часовней перепутать.
Переходим к главным доминантам лавры — Успенскому собору и колокольне.
Безымянная колокольня, построенная в 1741–1770 годах, имеет высоту 88 метров. Загородить такую не под силу даже самым густым деревьям.
В полный рост.
Где-то наверху подвешен колокол весом в 72 тонны.
Несмотря на то, что колокольня стоит отдельно, оторванной она не выглядит, наоборот, смотрится очень монументально и самодостаточно.
Детали тоже хороши.
Теперь о соборе.
Успенский собор был построен в 1559–1585 годах и внешне во многом повторяет Успенский же собор Кремля.
Собор при всей своей внушительности бельмом на глазу, как Успенский (да, опять) собор Ярославля, не выглядит, лаконично вписываясь в многообразие лаврских куполов своей пятернёй.
Ну и колокольня отвлекает на себя часть внимания.
Целая россыпь построек находится на площади перед собором.
Усыпальница Годуновых (1782) перед центральным входом в собор.
Сам центральный вход готовится к переменам.
С другой стороны — два источника: Надкладезная часовня (конец XVIII века) и Водосвятная часовня-сень (1872).
Всё в сборе.
В центре площади установлен памятник-обелиск с солнечными часами в ознаменование заслуг монастыря (1792).
Напротив собора находится казначейский корпус с Лестничной башней (XVII–XVIII века).
Здесь же расположено и самое старое здание лавры, Троицкий собор (1422–1423), выглядящий традиционно скромно (для сравнения посмотрите псковские храмы того же XV века), но для своей эпохи являвшийся, безусловно, из ряда вон выходящим строением.
Сзади к нему уже пристроили кучу всяких ярких террас.
Водяная башня в «левом верхнем» углу лавры и ризница (1781).
Обходим Успенский собор с другой стороны и фиксируем то, что ещё не успели. Митрополичьи палаты с церковью Филарета Милостивого, датируемые концом XVII века, но полностью перестроенные в 1778 году, и поп, дающий интервью телевиденью.
Духовская церковь (1476–1477) работы псковских мастеров с интересной, но не псковского стиля звонницей, расположенной под куполом.
Ещё одна крохотная церковь, Михеевская (1734) с красивой кровлей и росписью стен исполнения XIX века.
Последнее выделяющееся здание, Трапезные палаты с церковью Сергия Радонежского (1686–1692), или попросту Трапезная церковь.
Оформление стен тоже барочное.
Засим Троице-Сергиеву лавру мы покидаем…
…и отправляемся в Черниговский скит на западе города. Дорога лежит через типовые кварталы, но иногда складывается ощущение, что тут никто не живёт.
Ощущение неверное, но устойчивое.
И вот, наконец, появляется цель.
Забор на снимке раньше отделял территорию соседнего, Гефсиманского скита, а теперь отделяет физико-технический институт минобороны и пребывает оттого в не самом бодром виде.
Для сравнения, башенка в ограде Черниговского скита. Построена ограда в 1894 году.
В самом скиту ровно два приметных строения. Первое — это колокольня, чуть меньшая, чем лаврская, но тоже вполне себе громадная.
Она возведена
На внутренней территории находится вторая заметная постройка, Черниговский собор (1886–1889). Под ним спрятана пещерная церковь.
Отшельников в скиту совсем мало, а основную часть территории занимает интернат для детей-инвалидов.
Говоря о Сергиевом Посаде, можно отметить, что город для Подмосковья необычайно интересен. Во многом, конечно, благодаря лавре. Только ради неё здесь обязательно нужно побывать. С точки зрения архитектуры место просто бесценное. Тут можно за день увидеть образцы самых разных эпох православного зодчества, причём образцы, действительно заслуживающие внимания.
С другой стороны, лавра смахивает на большую выставку. Тихих уголков, как в Свенском монастыре, здесь ровно один.
Всё остальное отдаёт ненатуральностью.
Всё заточено под туристов, в том числе под иностранцев.
Это вовсе не плохо, нет, просто на действующий монастырь (а это действующий монастырь) лавра не похожа. Одна видимость.
Под вывеской высокой духовности продаётся всё, на чём можно сделать деньги.
Зато все довольны.
Доброе утро,красивые фотки. Но вот на 9ой фотографии я не согласна с комментариями. Я видела этот пожар .Я живу напротив и мы с мамой видели это . Какой заброшенный экземпляр?Там люди живут и жили .