Саранск

22 сентября 2011 года

Саранск, недавно отметивший 370-летие, — город на первый взгляд неприметный. Долгое время входивший в состав Пензенской губернии, он словно перенял от неё умение быть в тени. Судите сами: в обоих городах нет крупных рек, гор и вообще каких-либо природных особенностей, в истории страны яркого следа они не оставили, известных на всю страну достопримечательностей или хотя бы крупных заводов навроде «Северстали» в них тоже не наблюдается. Однако столица Мордовии на Пензу оказалась похожей меньше всего.


Начал я свой маршрут по Саранску с района с поэтическим названием Химмаш, находящегося на окраине города, на правом берегу крупнейшей городской реки Инсар. Окраина как окраина, обычные панельные дома, ничего не разваливается. Интересного тут мало, конечно, но гнетущего ощущения не появлялось. Отмечу храм евангельских христиан «Благодать».


Пожарное депо и ларёк ликёро-водочного завода. Каждый тушит пожар по-своему.


Ближе к центральной части города находится Никольская церковь (примерно 1840–1850).


Несмотря на то, что выполнена она по типовому проекту (да-да-да, такие существовали и в XIX веке, сравните с Казанским собором в Калуге), смотрится приятно, как и любое старое краснокирпичное здание. Вид попорчен только пластиковыми окнами в куполе. Сопоставьте форму новых оконных рам с формой старых деревянных рам под фронтоном и всё поймёте.


Отсюда я доехал до железнодорожного вокзала. Здание вокзала совсем свежее, построено оно в 2009 году.


Внутри пусто, даже вполне обычной для любого более-менее крупного города сувенирной лавки нет.


На площади перед вокзалом находится памятник стратонавтам. В 1934 году трое молодых людей на аэростате «Осоавиахим-1» впервые в истории человечества поднялись на высоту 22 километра. При спуске стропы стратостата оборвались, судно упало где-то в Мордовии, весь экипаж погиб. Останки лётчиков захоронены в Кремлёвской стене.


Позади памятника обнаружился дом, украшенный, очевидно, элементами мордовского орнамента.


В Мордовии сразу три национальных языка — помимо русского тут пользуются мокшанским и эрзянским (два основных коренных народа — мокша и эрзя).


Центральная часть города сразу производит приятное впечатление. Широкие улицы, крупные цифры на светофорах, причёсанный внешний вид. Даже заводы, которые всей своей сущностью, включая названия, должны навевать уныние, этого не делают.


Оказывается, добиться этого очень просто. Надо всего лишь следить за внешним видом зданий, вовремя красить, не давать углам осыпаться, вывескам и прочим металлическим деталям — ржаветь, а часам — останавливаться.


Учитесь, другие города!


Центр города как бы рассечён надвое Коммунистической улицей. Северная часть, по крайней мере, до улицы Полежаева, не слишком интересна. Кроме уже показанного, отмечу пару памятников — поэту Полежаеву и национальному герою Болгарии Ботеву.



И пару кинотеатров — «Победу» и «Мордовию».



Южная часть не в пример интереснее. На Университетской площади заканчивается отделка какого-то нереального здания. По фигурам муз на фронтоне полагаю, что здесь должен разместиться театр (читатели подсказывают, что это Музыкальный театр оперы и балета).


Пенза побеждена.


Рядом реставрируется здание Республиканского дворца культуры. Действительно, в таком виде оно в облик центра города не вписывается. Фраза «Согласие. Порядок. Созидание» со щита встречается по всему Саранску.


Начинаем изучение Коммунистической улицы.


Кварталы, лежащие между Рабочей и Ботевградской улицами, выглядят весьма современными и аккуратными.


Между Пролетарской и Большевистской помимо РДК находится Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени Эрьзи. Эрьзя — псевдоним художника и ваятеля Нефёдова, относящегося как раз к народности эрзя.


Перед музеем находится декоративно-прикладной мост с фигуркой лисицы с саранского герба, лежащей на перилах.


Прикладная часть моста заключена в двух столбиках по обе его стороны. Шары на столбиках работают по принципу барабана в программе «Поле чудес», указывая на определённые жизненные ценности (столбик на переднем плане) и действия, которые необходимо с ними совершить (столбик на той стороне моста). Приученный к тому, что любая сложная механически вещь, к которой есть доступ у народных масс, раздолбана в хлам, я запустил первый шар вращаться с такой силой, что успел сходить на другую сторону моста, запустить второй, дождаться ответа, вернуться и ещё с минуту ждать остановки первого.


Глупость в том, что «Мегафон», подаривший городу эту скульптуру, не смог обуять собственную жадность и поместил свой логотип в оба списка, вследствие чего у крутящего может образоваться конструкция вида «позаботься о „Мегафоне“» или вообще «„Мегафон“ любовь».


Движемся на запад. Что-то конкретное искать тут я не намеревался, просто осматривал город. Среди прочего нашёл на стене здания МВД памятку для работников.


Пробыв к тому времени в Саранске уже несколько часов, совершенно не удивился тому факту, что здание больницы чистое и покрашенное.


Потому что здесь всё чистое и покрашенное.


Совершенно незаменимая для туриста или просто попавшего в незнакомый район человека вещь — крупные вывески на остановках.


Свернув на улицу Титова, увидел пристроенную к обычной избе церковь.


Оказалось, что это мокша-эрзянская евангелическо-лютеранская церковь.


Пока я снимал, вышла женщина и позвала пастора. Пастор пригласил внутрь, показал внутреннее убранство церкви, традиционно минималистическое для протестантов, после чего около полутора часов мы разговаривали о религиях. Пастор уверенно заявил, что все, кроме протестантов, сгорят в аду, потому что живут не по библии (включая православных и католиков), преклоняются перед священниками, святыми, иконами и прочими непонятно откуда взявшимися атрибутами. Протестантизм, бесспорно, наименее искусственный из основных христианских религий.



Но оставим эту улицу и дела религиозные: церкви лучше рассматривать как элементы архитектуры, чем я обычно и занимаюсь. Отправляемся на Советскую. Чуть в стороне от неё видна Предтеченская церковь (1800).


Далее по улице встречается здание (1961), вместившее сразу два театра — Государственный музыкальный имени Яушева и Государственный русский драматический Республики Мордовия. Перед зданием — фонтан.


Застройка здесь довольно однородна, большая часть зданий — советская. Вообще Саранск до середины XX века был чуть ли не целиком деревянным, поэтому так любимых мной старых домиков тут совсем мало.



Но при всём этом никакой совковости не чувствуется. Причин две: внешняя ухоженность города, о которой я уже сказал, и обилие новых (или реконструированных до неузнаваемости) зданий не самой плохой архитектуры.



Рядом с последним домом, на Демократической улице, находится Иоанно-Богословская церковь (1693). Похоже, это самое старое строение города.


Правда, она находится в тени громадного (73 метра в высоту) собора Фёдора Ушакова (2006).


Рядом с собором, которого мы ещё коснёмся чуть позже, установлен памятник семье.


Это самое сердце города. Советская улица и площадь перед собором здесь становятся пешеходной зоной, причём движение автомобилям запрещает двойная сплошная, нанесённая поперёк проезжей части. Напротив собора — сразу несколько достопримечательностей.


По порядку: часовня Александра Невского (2000).


Мемориал с Вечным Огнём.


Музей боевого и трудового подвига 1941–1945 годов в виде гипертрофированной Георгиевской ленточки.


К северу убегает симпатичная улица Толстого.


Обращаем взор в другую сторону. Здесь начинается небольшая Московская улица, или Фонтанный спуск, ведущий к парку имени Пушкина.


Впрочем, сюда мы пока тоже не пойдём, потому что надо осмотреть Советскую улицу до конца. Напротив спуска стоит Дом республики.


А в самом его начале — здание администрации Саранска.


Вся аккуратность Саранска распространяется и на советское наследие. Памятник Ленину заботливо покрашен.


Герб Союза при реставрации здания Дома Советов не только не снимают, но и приводят в даже более блестящий, нежели у Ленина, вид. Учитывая название заведения, здесь он весьма уместен.


Один из корпусов Мордовского госуниверситета имени Огарёва.


Мордовский государственный национальный драматический театр в 2007 году получил новое здание, не такое, на мой взгляд, удачное, как у пензенского сотоварища или земляка с Университетской площади.


На пересечении с Рабочей улицей встретился один из немногих представителей дореволюционной застройки. Внутри — музей мордовской культуры.


Сосед по перекрёстку, советский Дом печати, постепенно зарастает пластиковой плиткой и огромными слепыми окнами, но лица пока не теряет.


На Рабочую можно зайти сразу по нескольким причинам. Во-первых, на ней сохранился ещё один купеческий дом XIX века. Не сказать, что шедевральный, но на безрыбье…


Во-вторых, тут сосредоточены основные спортивные объекты города — ледовая арена и футбольный стадион «Старт» (отдельного фото нет, но он будет виден чуть позже).


В-третьих, тут находится привычный для российских республик монумент «Навеки с Россией». Вокруг него вовсю кипит благоустройство, поэтому ближе не подбирался.


Ну и в-четвёртых, всё это происходит на берегу реки Саранки.


Речка, конечно, смехотворных размеров для большого города. Учтите, что здесь она наиболее широка, поскольку вытекает из запруды.


При этом речка и небольшая набережная вдоль неё оформлены с такой любовью, что вновь становится несколько обидно за другие города, где более достойные реки утопают в мусоре, цветении и заросших берегах.


Очень приятное место.


На склоне, откуда сделана панорама, установлена стела в честь адмирала Ушакова.


Тут же находятся Аллея Памяти с бюстами всяческим деятелям Мордовии и Республиканская доска почёта. Центральная часть украшена балконом с винтовой лестницей.



С другой стороны находится Спасская часовня, построенная в 2001 году в память о некогда находившемся тут Спасском соборе, и здание Саранской епархии РПЦ.


Поднимаемся и вновь оказываемся на Советской.


Отправляемся вниз по Фонтанному спуску. На здании администрации отмечаем суровый саранский герб, в двухмерном пространстве которого у лисицы нет ни единого шанса выжить.


Спуск оборудован каскадом небольших фонтанов. Ближе к низу установлен памятник Пушкину.




Тут же, на месте закладки в 1641 году Саранской крепости, находится памятник основателям города. Четвёртый слева мужик подозрительно счастливее остальных.


Позади — ещё немного старины.


Спуск приводит к мосту через Саранку. То, что по левую сторону от моста, мы уже видели, справа находится та самая запруда. Тоже приятно сделанная, с фонтанами и статуей в центре.


Запруда находится непосредственно на краю парка, но прежде чем идти в него, пробежим вдоль его ограды чуть дальше по Московской, по пути отметив ещё один неплохой новострой.


Каким-то совершенно непостижимым для большинства градостроителей способом в Саранске поняли, что за современную пластиково-стеклянную бездушную архитектуру торговых центров и административных зданий и за плоско-безликие жилые кварталы будет стыдно в будущем и максимально отказались от такого строительства.


В бывшем здании Трёхсвятительской Нижнеказанской церкви (вторая половина XVIII века) находится Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей.


Теперь в парк.


Зашедшего встречает композиция из миниатюрного Ленина, кустовой лисицы и именительнопадежного календаря (упрощённая модель кисловодского и почти полный аналог калужского).



Я не был удивлён, что главный парк Саранска оказался под стать городу располагающим к себе.


Взять хотя бы указатели на асфальте.


Аллея на следующем снимке сделана специально для молодожёнов, вписывающих свои имена в звёзды на тротуаре.


Пушкинская клумба.


Памятник Пушкину тут есть и в более привычной форме.


Мостик сзади перекинут через рукотворный прудик.


На той стороне, где находится металлический Пушкин, установлены несколько фигур сказочных и мультипликационных героев.


Вообще на территории парка помимо прочего находится зоопарк (был закрыт), а также Успенская церковь (первая половина XVIII века).


Покидаем парк через второй мост.


Чтобы ещё раз окинуть его взглядом с противоположного берега.

Красное строение слева от дерева — обещанный футбольный стадион. Несмотря на то, что успехи ФК «Мордовия» пока относительны, в 2018 году сюда пожалует чемпионат мира по футболу, о чём сообщают щиты, расставленные по всему городу. По такому поводу снесли старую футбольную арену в центре города и строят новую, а «Мордовия» играет здесь.

Преодолев очередной подъём к Советской улице, попадаем к памятнику патриарху Никону и беседке.


Вид на собор Ушакова и часовню Невского.


Дворец бракосочетаний (слева от всё той же часовни) — одно из редких тут глупых современных зданий.


Окинем взглядом Большевистскую улицу, а точнее — тот её квартал, который находится около собора. Одно старое здание тут тоже нашлось. Это бывшая Саранская гимназия (конец XVIII века).


Но в целом застройка тут более типичная для Саранска: осовремененные советские дома и годный новострой.



Ещё пара видов собора. На втором виден памятник Ушакову. Столь пристальное внимание городских властей адмирал привлёк видимо тем, что имение, где он умер, территориально находится на территории Мордовии, хотя на момент смерти относилось к Тамбовской губернии.



Не мог не зайти и на улицу Толстого. Дома тут встречаются довольно разные по стилю, но облик улицы не разваливается, как в Уфе, благодаря тому, что все они выглядят как новые и этажность их примерно одинакова. Несколько нескладный дом очевидно недавней постройки, в котором находится таможня.


Музыкальная школа советского времени. Герб СССР тут тоже на своём месте.


Больше других понравился дом в каком-то скандинавско-церковном стиле с отделением банка внутри. Информации о дате постройки никакой не нашёл, возможно, что он тоже новый. В этом случае остаётся только похвалить архитектора.


Пересекаем Коммунистическую улицу в её восточной части. Современная такая улица, но что-то конкретное выделить тут сложно.


Сворачиваем на проспект Ленина. Здание гимназии, похоже, также переработанное из типового советского (читатели подсказывают, что это новострой).


Напротив — ещё один приятный домик, занятый банком.


Хотя по большей части тона в оформлении улиц выбраны спокойные, местами всё же наблюдаются буйные игрища фантазии. Кстати, редкий случай, когда использование пластиковой плитки для отделки здания уместно: серая советская коробка смотрится всяко хуже.


На улице Володарского за заборчиком находится церковь Троицы Живоначальной (1700, 1771).


В центре встречено несколько добротных советских построек. Дом Союзов на пересечении Ленина и Хмельницкого.


Ещё один корпус Мордовского ГУ на Ленина. Главный корпус (Большевистская улица) я не сфотографировал, так как подумал, что это какой-то завод: оно на удивление серое, а на стене приделана некая скульптура.


Жилой сектор представлен немногочисленными сталинками, покрашенными хрущёвками и новым жильём.



Вот, в общем-то, и всё.


Саранск стал неожиданным приятным открытием. Казалось, тут должен был быть типичный совок.


Или разруха какая-нибудь. Или Алкоморье.


А тут о Союзе напоминают только названия улиц да некоторые указатели на них.


Самый аккуратный город из всех, что я видел. Даже у элеватора вывеска аккуратная есть. Потому что даже элеватор аккуратный (первый раз в жизни вижу, чтобы элеватор был не пыльным и не облупленным).


Обычно хоть один рассыпающийся дом я в отчёт вставляю. В этот раз даже фотографии ни одной такой не привёз.


На туристический центр, конечно, Саранск не тянет, но оказавшемуся здесь скучать в ожидании поезда не придётся.

Тэги: , , , .

Камменты:

                            Добавить комментарий

                            Ваш адрес email не будет опубликован.

                            Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.