Псков

21 июня, 12 июля 2011 года

Псков — город старинный. Первое упоминание о нём относится к 903 году. В старые времена город слыл неприступным бастионом, и до сих пор тут сохранились кремль и крепостная стена, окружающая исторический центр города. Так вышло, что за месяц я побывал тут дважды. Первая экскурсия, которая по планам должна была пройти по большей части города, в итоге целиком поместилась в пределах стен. Вторая затронула в основном противоположный берег.
Начнём с кремля, носящего название Кром в честь холма, на котором он построен. Пройдя в ворота, ведущие внутрь, мы попадаем сперва в Довмонтов город. Почти вся его территория занята раскопанными остатками древних церквей (XII–XIV века).


Также тут находятся приказные палаты (1692–1695, 1701).


Крыльцо со входной лестницей в палатах — фирменные псковские.


Детинец кремля (то есть его центральная часть) отгорожен ещё одной стеной.


Стена, защищающая Кром, называется Перси (или Перша, или Довмонтова стена, или грудь). О её наличии впервые упоминается в 1337 году. На ней подвешена сложная конструкция во главе с мечом.


Пройдя в Великие ворота в Довмонтовой стене, мы попадаем в так называемый захаб — узкий коридор, ведущий от входа к внутренней территории.

Строились захабы для того, чтобы атакующие крепость войска, прорвавшись внутрь, оказывались в тесной ловушке. Подобную конструкцию можно увидеть и в Дербентской крепости у Западных ворот.

Пробившиеся сквозь захаб и не перебитые защитниками крепости воины первым делом видели Троицкую (Часовую) башню.


Секундой позже их взорам открывался вид на Троицкий собор.


Первый храм здесь появился ещё в X веке, а стоящее ныне здание, уже четвёртое по счёту, возведено в 1682–1699 годах.


Высота собора — 72 метра, и он прекрасно выделяется на пустоватой территории Крома.


Идём дальше.


Через отверстия в нижней части кремлёвской стены видна река с красивым именем Великая.


На углу кремля, рядом с башней Кутекрома (1399–1400), есть проход к единственной, по-моему, части стены, по которой можно пройти. Остальные настилы бутафорские и, очевидно, созданы в ходе масштабной реконструкции, начатой в 1960-е.


«Пешеходная» же часть заканчивается у Плоской башни.


Заканчивается, несмотря ни на что, оптимистично.


Как вы уже поняли, пройти дальше мешает река. Точнее, две реки. Первая — Великая, она течёт вдоль левой стены.


Река в меру большая и в меру грязная, зато впадает в Псковское озеро и снабжает город чайками.


Вторая река — Пскова́.


Она меньше, мельче и живописней.


Идёшь по тропинке и радуешься окружающему миру.


Башня на дальнем берегу Псковы называется Высокой (или Воскресенской). Она, как и Плоская, была построена в 1500 году. Позже к ним были привешены так называемые Нижние решётки, закрывавшие водный путь в город. Были и Верхние, их мы коснёмся позднее. Эта часть стены — западная.


Вот, по сути, и весь Кром. Разве что ещё пару строчек про стены, тем более у них своё лицо.


Как я уже сказал, Кром, начало постройки которого датируется концом XI века, неоднократно реконструировался. Это очень заметно по каменной кладке: более новые кирпичи лежат в верхней части, средняя достаточно стара, а нижная даже немного пугает.


Последний взгляд на кремль — и уходим в город.


Из города Кром с его внешней стеной смотрится величественно.


Надо отметить, что для города в центральной России Псков слабо напоминает о советских временах. Безусловно, здесь есть и обычные пятиэтажки, и серые бетонные уроды, но в целом центральная часть застроена не то чтобы гораздо более приятно, но просто по-другому. Впрочем, и хорошие старенькие дома встречаются.



Ленин, конечно, есть и тут. Он стоит на пересечении улиц Ленина и Советской, носящем название площадь Ленина, перед Псковским государственным педагогическим университетом имени, как ни странно, Кирова.


Напротив памятника находится кинотеатр «Октябрь», похоже, самый современный в городе.


Рядом с университетом расположилась церковь архангелов Михаила и Гавриила с Городца (XIV–XVII века).

Церкви в Пскове, являющиеся его визитной карточкой меньше, чем Кром, на редкость типичны. Во-первых, они белокаменные. Во-вторых, выполнены без излишеств в виде богатой лепнины, красивой кирпичной кладки или изразцов. В-третьих, сама форма зданий проста: купол, как правило, глухой, а высота невелика — один-два этажа. В-четвёртых, они старые. Это связано с тем, что монголо-татары до них не добрались.

Вообще, искусство тут развито всякое.


Перебираемся на другую сторону Псковы через Троицкий мост. С него ещё раз запечатлеваем кремль. Картинка из прошлого.


Район, из которого мы пришли и в котором расположен кремль, так и называется Кремлём (либо Средним городом). Этот же район называется За́псковьем. Чем может похвастать Запсковье? Конечно же, белокаменными церквами. Церковь Космы и Дамиана с Примостья (1463).


Церковь Илии пророка (1677).


Церковь Воскресения со Стадища (1532–1700-е). Тут видим ещё одну особенность местных церквей — стенообразные звонницы.


Церковь Варлаама Кутынского на Званнице (1495). Слева виден самый наружный ряд крепостной стены.


Именно тут у меня умерла идея пройти вдоль всего периметра стены, потому что и она и ворота в ней оказались менее интересными внешне, чем я предполагал. Для примера — Варлаамские ворота…


…и Варлаамская башня (вид с другого берега Великой).


На улице Поземского, на которой находятся все эти экспонаты, также нельзя обойти вниманием двор Трубинских XVII века постройки.


Настенное искусство развито не хуже, чем в Среднем городе.


С этой стороны открываются хорошие виды на Кром и Плоскую башню.


В той части Запсковья, что лежит около восточной стены, отмечаем ещё две церкви. Первая — Спаса Нерукотворного Образа с Жабьей лавицы (XVII век). Как вы уже обратили внимание, у местных церквей зачастую к названию добавляется пояснение. Видимо, число храмов тут некогда намного превышало число известных святых, поэтому приходилось уточнять географическое расположение той или иной церкви.


Вторая — церковь Богоявления с Запсковья (1495).


К слову о не совсем обычной застройке.


Редкий дорожный знак.


За Богоявленской церковью через Пскову перекинут пешеходный мостик, а рядом журчит небольшая плотинка. На дальнем плане видна Гремячая (Козьмодемьянская) башня (1525), которая вместе с разрушенной ныне Никольской поддерживала Верхнюю решётку.


Отправляемся на ту сторону и пополняем и без того небедную коллекцию церковью апостолов Петра и Павла с Буя (1540).


Немного отвлечёмся от дел религиозных и обратим внимание на гражданскую застройку. Набор видов жилищ пёстр необычайно. Тут, на улицах Карла Маркса, Красных Партизан, Воровского и Гоголя, запросто встречаются привычные двухэтажные постройки начала прошлого века.


Есть и типовые дома, но со своей изюминкой.


Вперемешку с ними располагаются не совсем обычные и совсем необычные образцы городской архитектуры.



На улице Гоголя друг напротив друга бесхозно стоят и тихо-мирно разрушаются два прекрасных памятника зодчества XVII века — Солодёжня и дом Печенко.



Иметь такой экспонат архитектурного искусства счёл бы за честь любой наш город, да и в самом Пскове не настолько много подобного наследия, чтобы так легкомысленно им раскидываться. Однообразные церкви, коих в городе уйма, реставрируются и выглядят вполне нормально, в то время как эти постройки спасает от разрушения только то, что в XVII веке строили на совесть. Однако с таким отношением скоро смотреть будет не на что. Вообще этот район, даром что он находится практически в центре Пскова, выглядит в целом запущенно.


Переходим на улицу Некрасова. Церковь Николая Чудотворца от Торга (XVI–XVII века).


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы от Торга (XVII–XIX века).


Напоминает о том, что XX век всё-таки был, Дом Советов со вторым Ильичом.


Возвращаемся в прошлое. Церковь Анастасии Римлянки в Кузнецах (1539).


На ней очень старые маленькие купола.


Церковь Вознесения Христова Нововознесенского монастыря (1357).


Один из редких памятников, посвящённых Великой Отечественной, — надпись, оставленная на стене Псковского историко-художественного музея батальоном лейтенанта Корнеева.


Само здание музея.


К музею относятся и Поганкины палаты — ещё один памятник гражданского зодчества XVII века.


Интересная, конечно, манера строить была в те времена. Разные, иногда хаотично набросанные маленькие окна, несовпадающие уровни полов в соседних частях здания (сравните опять же по уровню окон), идеально прямоугольная форма здания при том, что форма кирпича иногда совершенно произвольна, — несостыковки заделывались большим количеством раствора. Выглядит тяжело, монолитно и очень надёжно.


Во вторую поездку заглянул внутрь. Экспозиция палат представляет собой набор археологических находок, древних икон и предметов быта, и останавливаться на ней я не буду. Единственное, что хочется отметить, так это нескольких барышень, усердно копировавших в залах старинные иконы.


Что касается непосредственно здания, то объём комнат представляет собой сужающееся от прямоугольника до купола пространство. Удивительно, что при таком размере помещений двери и окна были настолько маленькими.


Толщина стен местами доходит метров до трёх. Попробуйте прочувствовать объём: стена начинается у дверного проёма и кончается за окошком.


В нише посредине находится внутристенная лестница (единственная из трёх, которая полностью сохранилась).


Там, где лестниц нет, в стенах делали специальные загончики, в коих можно было почитать молитву (сейчас в них ставят огнетушители), или просто лепили огромные подоконники. В таких домах никогда не понадобится кондиционер: толщина стен позволяет не думать об окружающем мире.


Рядом с палатами находится достаточно интересное здание Псковского технического лицея. Состояние печальное.


Заруливаем на Советскую улицу и движемся к улице Свердлова. «Хвостовая» часть Советской выглядит приятно.



К тому же здесь можно встретить пару необычных вещей. Например, церковь Рождества Богородицы Старовознесенского монастыря (1854) не белого камня, пусть и недействующую.


Да много чего интересного.


Пройдя совсем немного, упираемся в крепостную стену. За ней расположена площадь Победы с ДК, прикинувшимся Городским культурным центром.


Перед ним установлена стела города воинской славы. Типовая, разумеется.


Теперь коснёмся крепостной стены. Если в Кроме её возраст изменялся в вертикальной плоскости, то тут задействована горизонтальная ось. Самые новые части стены выглядят вполне достойно.

Они могут быть выше, толще, шире и даже иногда несут на себе кафешку.

Более старый участок уже можно взять приступом.


Самые же старые части с трудом отличимы от земляных насыпей.


В переходах между частями фантазии не обнаружено.


На улице Свердлова нас ожидает ещё одна Вознесенская церковь, но уже Старовознесенского монастыря (1487).


Вся стена, окружающая церковь, исцарапана посланиями туристов. Почему выбрана именно эта церковь в этом не самом оживлённом районе, остаётся только догадываться.


Специально для тех, кто интересуется, как же выглядят белокаменные церкви без штукатурки, рядом находится церковь Сергия Радонежского с Залужья (1589).


Тут мы выходим на Октябрьский проспект — главную артерию города. Однако, её мы рассмотрим в самом конце, по дороге к вокзалу, а пока поглядим на находящуюся в парке на Октябрьской площади церковь Василия Великого на Горке (1413).


На краю площади установлен памятник княгине Ольге, уроженке Пскова, с которой связано первое упоминание о городе — в 903 году в «Повести временных лет».


Рядом находится псковская печать с барсом, изображённым и на гербе города.


Сворачиваем на Советскую улицу, на ту её часть, которая нами ещё не изучена. Вообще надо отметить, что эта улица — самая древняя в городе и, пожалуй, самая интересная. Раньше она называлась Великой и Великолуцкой. Здесь расположена церковь Николая Чудотворца со Усохи (1535).


Уйдя чуть вбок, в сторону Великой, можно увидеть довольно редкую для Пскова недействующую (похоже) непобелённую церковь иконы божией иатери «Одигитрия» (1537–1685).


На колоколенном барабане сохранились красивые зелёные изразцы с узорами.


Отметим пару гражданских построек позднего периода на Советской улице: детскую музшколу и подозрительно хорошо сохранившийся дом 1890 года постройки.



Последний как будто вчера сложили, даже кирпич не крошится. Значит, старое жильё тоже подлатывают.


Из более ранней архитектуры тут, безусловно, выделяются палаты Меншиковых (XVII век).



Вроде и на совесть, на века строили, а выходило всё равно с душой.


На соседней Георгиевской улице стоит ну очень приятный дом с цифрами «1908» на фасаде.


А окошки какие, просто ах… Жил бы в таком.


Дом находится у самой набережной, а на противоположной стороне реки расположен Мирожский монастырь. Отсюда хорошо виден комплекс церкви святого Стефана (XVII век), колокольни (1879) и братского корпуса (XVIII–XIX века) под ней.


Чуть левей просматривается собор Спаса Преображения (1156).


В относительной же близости от так понравившегося мне дома расположены ещё три церкви: Преполовения Пятидесятницы (1468), Георгия Победоносца со Взвоза (1494) и Успения Богородицы с Полонища (1811) (вновь не белая!).




Чуть дальше по улице Калинина находится ещё одна типовая псковская церковь Иоакима и Анны типового 1544 года постройки.


Рядом небольшой квартал приятных современных коттеджей.


Погода портилась. Сначала небо начало сыпать парашютистов.


А потом высыпало много-много дождя, заставшего меня как раз у Покровской башни (XV–XVI века).


Подождав с полчаса и убедившись, что переставать сыпать оно не намерено, я сфотографировал последнюю в пределах крепостной стены церковь Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы от Пролома (XIV–XVI столетия) и вызвал такси на вокзал. Первый визит на этом был окончен.


Второй я начал фактически оттуда же — от Покровской башни, но с обратной стороны стены. Тут, на площади Героев-Десантников, установлен монумент воинам.


Отсюда я отправился на противоположный берег Великой в так называемое За́величье.


Здесь тоже есть свои руины, правда, в отличие от крепостной стены, они вряд ли войдут в историю.


Эта часть города оставила в целом более унылое впечатление, но это было вполне ожидаемо. Из важных исторических построек здесь присутствуют лишь церкви, а подавляющее большинство домов принадлежит советскому периоду. Некоторые из них унылы до отчаяния.


Хотя и тут можно встретить что-нибудь нетипичное.



Иногда это никому не нужно.


Впрочем, смотришь порой на строения советского времени и думаешь, что вот они-то точно никому не нужны, причём ещё со времени постройки.


Бывает, ненужными становятся и более новые здания.


А вот здания новые и ухоженные и кому-то нужные, но некрасивые.


Интересно, будет ли лет эдак через сто-сто пятьдесят случайно заблудший в Завеличье шальной турист фотографировать их и потом восторгаться: «Вот умели же люди строить в этом XX веке, не то что наши киборги теперь!»?

Ну да ладно, вернёмся к церквам. Новая по псковским меркам церковь Александра Невского 96-го пехотного Омского полка построена в 1908 году.


На набережной, недалеко от Мирожского монастыря, находится церковь Климента, Папы Римского (XV–XVI века). Довольно редкое именование для православной церкви.


Что касается набережной, то смотреть на неё лучше с кремлёвской стороны, а то может сложиться не очень верное впечатление о городе как о портовом или промышленном.



Или того хуже.


Зато здесь находится приличный песчаный пляж.


Даже спасательная будка под чёрным флагом есть и круг посреди песка.


На улице Розы Люксембург расположена очередная, уже третья церковь Николая Чудотворца, на этот раз носящая пояснение «от Каменной ограды» (XV–XVI столетия).


На территории кладбища на Коммунальной улице находится церковь Жён-Мироносиц со Скудельниц (1546) с отдельной колокольней — входом на кладбище.



А вот собор Иоанна Предтечи (1247), находящийся на Ольгинской набережной, мне показался самым интересным из всех городских. Наверное потому, что построен не в псковском, а в новгородском стиле, поэтому заметно выделяется среди прочих. Псковские, впрочем, тоже прекрасны.


Решётки в окнах храма достойны отдельного снимка.


Повышенная концентрация религии также обнаружена у Ольгинского моста. По одну сторону моста за забором расположена часовня Анастасии Римлянки (1911).


С другой находятся, во-первых, церковь Успения Богородицы с Парома (Пароменья) (1521) с отдельностоящей восстановленной колокольней.


А во-вторых, построенная в 2000 году часовня Ольги Равноапостольной, образующая в совокупности с Кромом фирменную псковскую картинку.


Впрочем, Кром и сам по себе прекрасная картинка.


Ольгинский мост, по которому проходит Рижский проспект и по которому я прошёл к Октябрьскому проспекту. Вид снизу.


Теперь обещанный Октябрьский. Начинаем от Октябрьской площади и ЦУМа.


В начале проспекта встречаются совсем непривычные для Пскова парадные сталинки и прочие представительные дома XIX–XX веков.




По традиции, здание банка.


Ближе к стене застройка разбавляется трёхэтажными домами.





Встречаются и уродливо-безликие вкрапления.


На проспекте и рядом с ним обнаружилось два памятника: Пушкину с Ариной Родионовной и Кирову с большой буквой «о» в фамилии.



Уже за пределами стены повстречались стоящие стена к стене кинотеатры «Победа» и «Смена». Второй, по-видимому, был детским. Да-да, когда-то для показа детских фильмов строили отдельный кинотеатр.



А больше всего здесь мне понравились другие союзные останки — старые цементные буквы магазинных вывесок на стенах.


Есть в этом что-то очень тёплое — знать, что если завтра пойдёшь в магазин №6, то точно проявишь плёнку и отремонтируешь часы. Сразу какая-то уверенность в завтрашнем дне, спокойствие от того, что ничего тут не поменяется, ведь уже столько лет висят эти буквы и ещё столько же провисят.


И что самое приятное, в этих магазинах до сих пор продают указанные товары.


Ведь за этим приглядывает не абы кто, а сам Псковский Горпромторг.


Но пора закругляться, отчёт и так вышел рекордно большим. Отправляемся на вокзал. Тут в 2003 году построена часовня Воскресения Христова, она же Царская.


Второе название связано с тем, что император Николай II отрёкся от престола, сидя в вагоне именно на этом вокзале.


Подводя итоги, можно отметить, что Псков — город традиционно русский.


Множество церквей, прекрасные виды на кремль, крепостная стена и белокаменные палаты создают облик Пскова. К минусам стоит отнести в первую очередь некоторую запущенность города (чем-то Череповец напоминает в этом) и однообразие исторических памятников: только упорство заставляет обойти все церкви, зная, что они отличаются лишь мелкими деталями. Впрочем, их уникальность оправдывает потерянные часы с лихвой.

Тэги: , , , .

Камменты:

  1. Очень интересно! Давно хочу в Псков.
    Надписи понравились и здание вокзала. Красивое :)

  2. Anonymous

    Блин. Вы что не могли закрасить идиотскую надпись на балке перекрытия крепостной стены? если туристы идиоты, вы бы хоть думали, что выставлять. фотошопа нет?

    • За фотошопом вам в другие блоги. Я показываю всё как есть.
      И кстати, я уверен, что надпись оставлена местными. Вряд ли туристы знакомы с местным фольклором.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.