14–16 февраля 2012 года
Итак, в прошлой части мы остановились у Дома книги. После него застройка вновь «стареет». Выведенный в заголовок поста дом выстроен в 1888 году как Второе Общественное собрание, но необычный внешний облик приобрёл в 1926 году, когда был увеличен и переделан в коммунальный доходный дом. Согласно самой кричащей из вывесок, сейчас тут клуб.
Если этот клуб не нравится, можно перейти улицу Гоголя и пойти в другой, обитающий в здании ЦУМа (1955).
Если не понравился и второй, значит, клубы это не ваше, сходите в филармонию. Она занимает здание драматического театра («зимний театр», 1908, восстановлен
Куда переехал театр, мы увидим позже, пока же смотрим на памятник композитору Пономаренко (2002, здесь
Торгово-жилой дом Демержиева (1890–1900) и тьма вывесок на нём. Как и везде у нас, разграничения «архитектурный памятник» — «рекламная площадь» нет.
Магазин братьев Богарсуковых (1913). Окна, скорее всего, переделаны.
Потому что большие прямоугольные окна на плоском фасаде по тем временам были немодными. Это сейчас так принято строить, причём потом проёмы всё равно завешиваются информацией о скидках и плакатами с ассортиментом: в окне выставить рекламу можно и бесплатно, а вот на стену повесить бесплатно не получится.
Хотя порой возникает мысль, мол, новые здания лучше бы завешивали целиком.
Ростелеком, кстати.
А получается наоборот: завешивают старые и красивые.
Впрочем, к минусам конкретно Краснодара я бы это относить, понятно, не стал.
Очередной яркий экспонат Красной улицы, здание музыкального магазина Сарантиди (1906–1912). Справа, кстати, отличный образец современного здания, даже парапет на крыше с вазами и прочими полезными деталями.
В блокированную застройку тут вклинилось только одно постороннее сооружение.
Остальные как на подбор. Ещё пара торгово-жилых домиков. Кому принадлежал первый (1889), неизвестно, вторым же (1891), ныне наполовину сокрытым под кафелем, владел купец с говорящей фамилией Купцов.
На нечётной стороне бывшая Паровая фабрика химчистки и крашения одежды (1890–1900) и крупных размеров дом братьев Тарасовых тех же лет постройки, приспособленный помимо жилья под торговлю и конторы.
Дверь последнего.
На перекрёстке с Горького стоит бывший обувной магазин Котлярова (начало XX века).
Здесь находится памятник «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (2008), созданный по мотивам одноимённой картины Репина. Текст письма был, к слову, просто замечательный: султан предложил казакам добровольно сдаться, а выдали в ответ целый лист A4 с подробными указаниями, как тому пройти на хер и куда не забыть по пути заглянуть.
На противоположном углу перекрёстка начинается длинное жёлто-белое здание…
…переходящее в библиотеку имени Некрасова.
На чётной находятся стандартные дома, первый этаж которых предназначался под торговые площади, а второй — под жильё. Первое здание построено в 1895–1900 годах, второе — в стартовое десятилетие XX века.
Следующая пара аналогичных домов-лавок (правый принадлежал Кононенко и был построен в 1900 году, владелец второго не упоминается, а датирован он предшествовавшим десятилетием) завершает собой последний квартал с хорошо сохранившейся исторической застройкой.
Интересные здания будут попадаться и дальше, но такой плотности, как здесь, в северной части Красной нет. (На этом снимке справа виден фрагмент дома Марии-Магдалинского женского монастыря (1894–1897), позже дополненный парой лишних этажей.)
Та часть Красной, куда мы вошли, не перекрывается на выходные. Можно подумать, что тут не на что смотреть, развернуться и уйти.
Но это не так. Например, на перекрёстке с Длинной улицей есть замечательное здание бань купца Лихацкого (1893) и главный корпус городской больницы №1 (1838–1842).
Чуть дальше — Театральная площадь. Зданиями она не радует: ни скучным театром (1973)…
…ни городской администрацией.
Площадь выглядит пустой.
Но это если не знать, что её центр занят фонтаном типа «Сам играю, сам пою, сам билеты продаю» (да ещё и с подсветкой), бьющим прямо из площади.
Напротив — гостиница «Интурист» и обелиск
Отсюда встречные полосы Красной разбегаются по сторонам, а между ними появляется бульварная полоса, засаженная деревьями. Украшения на оных я сперва принял за знакомый по Калининграду сорняк (на следующий день он таки встретился мне в Горячем Ключе).
Культовое место для краснодарской молодёжи — ТЦ «Галерея Краснодар». Тут назначается половина встреч, проводится половина времени, а иногда здесь даже что-то покупают.
За «Галереей» находится знаменитая Шуховская башня — одна из десяти сохранившихся на территории бывшего Союза гиперболоидных конструкций инженера Шухова. Краснодарская родственница Шаболовской башни была построена в 1928–1930 годах и служила водонапоркой, а сейчас приспособлена под рекламу.
В окрестностях раскиданы ещё несколько любопытных домиков. Доходный дом и ужасно заросший рекламой дом жилой (оба 1908–1912 годов постройки).
Здание женской учительской семинарии (1910–1915, хотя на фасаде значится «1926»), ныне один из корпусов Кубанского государственного технологического университета (Политеха, по-русски говоря), и дом Проценко (1910).
Но это лишь вкрапления в общий образ улицы, уже успевший стать изрядно советским.
Основной корпус уже упомянутого Политеха.
Вход стережёт Ломоносов (2011).
Мемориал воинам. Микроскопического ребёнка я не сразу заметил.
Узнаваемый универмаг «Краснодар».
Не знаю, почему он стал одним из неофициальных символов Краснодара. По мне, учитывая архитектурное богатство города, это здание достоино олицетворять, ну, скажем, автовокзал.
Около универмага в 2009 году установили ещё один памятник Екатерине, на этот раз — святой великомученице. Александровская Триумфальная арка за её спиной восстановлена годом ранее.
Арку выстроили к приезду Александра III в 1888 году, но через сорок лет снесли. Строительство 2008 года велось по фотографиям, при этом, как и в случае с собором Невского, расположение арки значительно изменили: первоначально она находилась у Свято-Екатерининского собора.
За аркой бульвар становится плотнее.
Историческая, а с ней и туристическая часть Краснодара кончились, хотя попытки продлить их ещё наблюдаются.
Тем не менее статус улицы позволяет облагораживать даже пятиэтажки.
Нечётная сторона улицы кончается быстрее чётной. Вернее сказать, она не кончается, а меняет название на шоссе Нефтяников. Застройка при этом сменяется резко. Конец Красной.
Начало Нефтяников.
Завершает улицу «Аврора», даже две Авроры. Одна — удивительной формы кинотеатр (1967) (площадка перед ним была перекрыта, поэтому полноценный вид получился только сбоку).
Вторая — комсомолка Аврора, остроумное советское переосмысление греческой богини утренней зари.
На этом и закончим. Обилие советской архитектуры в этой части улицы не сильно повлияло на общее восприятие Красной.
Её историческая часть по ценности и насыщенности даст фору очень-очень многим улицам в нашей стране.
В следующей части — о характерных чертах Краснодара.
Вся серия:
Горячий Ключ
Краснодар:
Часть 1: вдоль
Часть 2: поперёк
→ Часть 3: всё ещё поперёк
Часть 4: детали
Спасибо! Меня Краснодар поразил как цельностью исторического центра так и его красотой. А еще в Краснодаре замечательные люди, по крайней мере мне попадались исключительно замечательные
Был в городе по сути проездом, поэтому про людей ничего особенного сказать не могу: они показались примерно такими же, как в других крупных городах.
«Арку выстроили к приезду Александра II в 1888 году…»
Ага, учитывая, что он был уже как 7 лет мертв.
Исправьте, если это возможно. К приезду Александра III.
Конечно, спасибо. Исправлено.
Опубликовано http://www.lookrus.com/2014/01/progulka-zimnemu-krasnodaru/