Киров: от монастыря до костёла

17 апреля 2012 года

Наиболее интересная часть Кирова-Вятки находится севернее Засорного оврага. Карта подсказывает, что кратчайший путь лежит по Спасской улице (бывшей улице Дрелевского).


Но по прямой ходить скучно: основную часть Спасской мы прибережём для финальной части, а в этой ограничимся только тем её участком, что лежит напротив Трифоновского монастыря. Улица (из-за рельефа этот отрезок раньше назывался Спасским спуском) вырастает прямо из грязи у подножия холма, на котором когда-то стоял деревянный кремль Хлынова. Увидев издалека немалых размеров лестницу, я уже начал прикидывать, насколько хороший вид на монастырь откроется с верхатуры, но утруждать себя подъёмом не пришлось: во-первых, её красили (маляр попал в кадр), а во-вторых, ступенек ещё не было. Сейчас лестница уже открыта.


Впрочем, хороший вид нашёлся и с берега оврага.


Первые дома на Спасской интересны только тем, что их огороды лежат прямо на холме. Можно на минутку почувствовать себя в какой-нибудь маленькой горной стране, где не хватает равнинных земель и люди вынуждены засаживать даже наклонные поверхности.


Подъём по спуску заканчивается перекрёстком Спасской и Казанской улиц — самым красивым местом в Вятке. А ещё месяц назад это был перекрёсток улиц Дрелевского и Большевиков.


В здании справа без труда угадываются бывшие товарные лавки. Здесь, на пересечении улиц, в своё время возник крупный очаг торговли. Конкретно эти магазинчики были построены в 1798–1799 годах и даже после надстройки верхних этажей в 1950-х не утратили узнаваемый благодаря аркадам облик.


Позади — их ровесник поменьше.


Стоит ли говорить, что кировские лавки, как и подавляющее большинство подобных строений по всей стране, прекрасно выполняют свою изначальную функцию по сей день?


Спасский собор (1769), давший название улице, находится в стадии реконструкции, поэтому в пристойном виде была только восстановленная три года назад колокольня.


Это главный ориентир центра Вятки.


Самый заметный дом на перекрёстке — магазин Клабукова (1909), наряду с особняком Булычёва могущий считаться украшением Кирова. Прекрасно смотрится скруглённый угол с плавно изогнутым модерновым фронтоном. В здании находится Кировский колледж музыкального искусства.


По чётной стороне расположено старейшее гражданское здание города — питейный дом. Иногда его ещё называют приказной избой, но это заблуждение: перед нами чистейшей воды кабак первой половины XVIII века. Внутри — музей «Вятские народные художественные промыслы», посвящённый в том числе дымковской игрушке.


Последний угол (вернее, это снова не угол, а полукружие) торговой площади также занят торговыми лавками, уходящими вглубь Спасской улицы, которая на ближайшие 200 метров становится пешеходной.



Лавки построены в 1802–1803 годах, а в одной из них располагается краеведческий музей.



Наличие пешеходной зоны никому не мешает парковать здесь машины.


Впрочем, улочка довольно приятна, в частности, немноголюдностью.


Справа виден ещё один торговый ряд (1810-е) и дом купца Репина (1817). Последний находится на перекрёстке с улицей Ленина и заканчивает собой пешеходку.



Напротив него в доме Аршаулова (1813–1816, позже неоднократно перестраивался) прописался театр «На Спасской».

Отмечу вскользь, что название театра, равно как и название универмага с шестой фотографии, существовало, ещё когда улица называлась улицей Дрелевского, так что вопрос с неудобством, которое якобы могут испытать жители улицы в связи с её переименованием в Спасскую, очень и очень надуманный: местные прекрасно осведомлены об истории города.

А между театром и магазином Клабукова зажат дом, прекрасно объясняющий, почему я не люблю современную архитектуру.


Оставшуюся часть Спасской я покажу в заключительной части, мы же отправляемся на улицу Герцена, идущую по северной кромке оврага. Как вы уже успели заметить, внушительную часть сохранившейся вятской дореволюционки составляют дома начала XIX века, а не более часто встречающиеся в других городах постройки, датированные 1890±25 годом (в этом Киров тоже очень похож на Калугу). План застройки Вятки был принят в 1812 году, и благодаря удалённости города от фронтов Великой Отечественной его следы видны до сих пор. Улица Герцена в этом плане не исключение. Дом №1 (1816–1817) изначально принадлежал купцу Москвитинову, но более известен он как дом Герцена: именно тут он проживал, будучи в ссылке.


Дом №3 построен по заказу купца Ухова в 1813 году.


Пересекаем улицу Ленина. Справа угловой дом Никитина (1813), а в перспективе на холме видна основательная Центральная гостиница (1937) на Московской улице, до которой не хватило времени добраться (она показана в отчёте о следующей поездке в Вятку).


Частично восполнило потерю не менее основательное, но всё же не такое красивое здание примерно того же возраста напротив дома Никитина.


Кусочек улицы Ленина от Герцена до Спасской. Чрезвычайно приятная магистраль, хотелось бы взглянуть на неё и с верхней точки, но в этот раз не сложилось.


Продолжаем движение по Герцена. В глубине ближайшего к перекрёстку двора находится весьма интересный образец архитектуры XVIII века — дом Перминова (1755, боковые пристройки — 1903–1904 годов). Он не заброшен, но состояние далеко от идеала: как я уже отмечал в первой части, дворы города подчас представляют собой жутковатое зрелище.


Зато на самой улице строят что-то современное. В стёклах отражается редчайший экспонат кировского центра — послевоенная сталинка.


Вообще это очень в духе города: прогуливаясь по главным улицам вы, возможно, особого подвоха не заметите, но стоит завернуть за угол, как краска с фасадов куда-то пропадает.


Мне сложно объяснить, с чем на самом деле это связано. То ли действительно не хватает денег довести всё до ума…


…то ли дело в людском отношении (на фото пример подбора тона зелёной краски, с помощью которой замазывались некие надписи).


Я всё же склоняюсь к версии с деньгами. Невозможно, чтобы люди не понимали, что каждое крыльцо второй мужской гимназии (1906) хорошо собой. Просто денег на починку боковых пока нет.



В отличие от оставившей схожее впечатление Самары, здесь нет ощущения, что в одном месте деньги бьют фонтаном, а в другом едва сводят концы с концами. Киров выглядит равномерно: вместо стеклопластиковых деловых центров размером с полстадиона тут вырастают аккуратные непретенциозные домики.


Новострой такого плана я в больших количествах видел только в Элисте в Сити-Чесс, но это совсем другая песня.


Причём это действительно тенденция: такого строительства в центре Вятки много, и оно продолжается.


На улице Володарского следом за показанным выше районом в деревянной избе середины XIX века находится дом-музей художников Васнецовых, уроженцев Вятской губернии.


Позади неё уже знакомый нам Засор, а спереди — улица Молодой Гвардии.


Как видно, улица эта советского облика, разбавленного одним старым домиком.


Зато на одной из стен нашёлся отличнейший рисунок.


Настенное творчество в Вятке развито очень неплохо, несмотря на внешнюю простоту исполнения работ.



Кинотеатр «Октябрь» (1938).


«Смотрите на экране». Подкрасить бы эту красоту.


Сворачиваем на более интересную улицу Карла Маркса. Правее кинотеатра привлекает взгляд нетипичными очертаниями особняк Левитского (1910).


Корпус Вятского государственного университета.


Чуть дальше находится ещё одно необычное здание. Выстроенное в 1916–1920 годах, оно служило мастерской учебных пособий. Здесь производили широчайший спектр оборудования для школ и училищ: от геометрических фигур и парт до чучел и астрономических приборов. Неудивительно, что заведение со столь широким профилем, позже переименованное в Физприбор, без труда переключилось на различную электрику, гранаты (в годы войны) и даже станки. Сейчас завода здесь уже нет, а есть, что характерно, ТРЦ «Фабрика».


Между двумя последними постройками проходит улица Герцена, на которую мы возвращаемся. Здесь находится библиотека имени Герцена, справа виден памятник ему же. Пусть советский герб на фронтоне не вводит вас в заблуждение: здание библиотеки было построено в 1792 году как особняк Хохрякова, и революционер жил в нём некоторое время.


Новые дома по соседству.


Последний раз на сегодня сворачиваем, на этот раз на улицу Дерендяева, и отправляемся на север вдоль густо разрисованного забора.


Главное в определённый момент повернуть голову вправо, чтобы увидеть Александровский костёл.


Католическим храмом Вятка разжилась в 1903 году. Здесь он выглядит скромнее, чем во Владимире или той же Самаре, но украшениями всё же не обделён.


Сегодня в костёле размещается органный зал (как в Красноярске или Челябинске), но местная католическая община люто воюет за право разбивать лоб именно здесь.


Неизвестно, чем окончится попытка присвоить себе восстановленный за чужой счёт объект, но в апреле кассы органного зала были открыты.


В заключительной части мы, наконец, выберемся к главным достопримечательностям города, так что поход дворами окончен.


 

 
Вся серия:
    Часть 1: от вокзала до монастыря
→ Часть 2: от монастыря до костёла
    Часть 3: Спасская и парк

Тэги: , , .

Камменты:

  1. Anonymous

    Похоже основным строительным материалом является кирпич.

  2. Anonymous

    совет дня: размещайте ссылки на ваши материалы на местных сайтах. Глядишь и комментаторов увеличиться)

  3. Anonymous

    da – super!

  4. Игорь

    Большое спасибо за прогулку по городу моей молодости…

  5. Игорь

    Очень любил лестницу ещё деревянную , но сейчас лестница основательная , но стоит голая и одинокая без зелени…

    • Когда я ездил в Вятку, территория вокруг лестницы была перекопана. Наверное, собирались облагораживать, так что там должно быть красиво в будущем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.