Чита: Дамба Брайбунлинг

29 февраля — 2 марта 2012 года

Дамба Брайбунлинг — это дацан в Чите. Если кроме слова «Чита» вам в первом предложении ничего не знакомо, то этот пост для вас.


Как мы знаем, Забайкальский край, во-первых, граничит с Бурятией, а во-вторых, помимо Читинской области включает в себя Агинский Бурятский автономный округ. Бурятия — буддийская республика, одна из трёх, наряду с Тувой и Калмыкией, на территории страны. Бурят в крае насчитывается около 7%, и логично, что второму по численности народу региона положено иметь религиозный центр в краевой столице. Когда-то подобное заведение в Чите существовало, но сгорело ещё до революции. И вот спустя почти 100 лет, в 2010 году открылся Дамба́ Брайбунли́нг. История его строительства, а также расписание хура́лов (служб) приведены на стендах перед входом.


Название в переводе с тибетского означает «место, где собран рис учения Будды», а даца́ном у бурят традиционно называется буддийский монастырь, выполняющий также образовательные функции. Входные ворота.


В архитектуре дацана превалирует китайский стиль.


Пройдя на территорию, мы первым делом видим перед собой цокче́н-дуга́н, то есть главный храм монастыря.


От ворот к храму протянуты гирлянды разноцветных флажков. Это так называемые хий-мори́ны, «кони ветра». В буддийских ритуалах зачастую используются силы природы, и этот не исключение. Хий-морины, каждый из которых подписан и окрашен в один из пяти цветов, соответствующих году рождения их обладателя, развеваются ветром, распространяющим заложенный в них положительный посыл. Ветер дует — конь бежит.


Наверное, пока вы рассматриваете дуган, мне нужно попробовать хотя бы поверхностно (а лучше я и не смогу) рассказать историю буддийской веры. Во всех основных мировых религиях есть несколько течений. В буддизме как в самой древней, ведущей свою историю с VI века до н. э., их много, но обычно выделяют три основных. Тхерава́да — «учение старейших», самое древнее из практикуемых направлений буддизма. Наибольшее распространение Тхеравада имеет на Шри-Ланке, а также в соседних Мьянме и Таиланде, поэтому её зачастую называют южным буддизмом.


Маха́яна, или Великая колесница — более новое ответвление, пользующееся популярностью в Китае, Японии и Корее, и поэтому прозванное северным буддизмом. Если консервативная Тхеравада делает упор на монашескую жизнь и ставит целью личное освобождение, Махаяна предполагает более простое достижение конечной цели, доступное каждому, а параллельно — донесение учения Будды до как можно большего числа верующих.


Ваджра́яна, или Алмазная колесница — самое молодое направление, выделившееся из Махаяны. Ваджраяна распространена на Тибете, в Непале, Монголии и, что нам особенно интересно, в России, где подавляющее число буддистов относятся к школам Гелуг и Карма Кагью.


Ваджраяна, которую ещё называют тантрическим буддизмом, дополнительно к особенностям Махаяны предусматривает практику различной эзотерики: занятия йогой, чтение тайных мантр и прочее. При этом сами приверженцы Ваджраяны считают своё учение наиболее опасным: последствия отклонения от верного пути могут быть очень существенны. Но и плюс очевиден: только Ваджраяна может принести просветление уже в этой жизни, тогда как для достижения нирваны в Тхераваде и Махаяне придётся несколько раз переродиться, то есть проследовать по колесу сансары.


Между буддийскими направлениями есть и более мелочные различия. Например, форма хий-моринов у южных буддистов принята треугольной (там они называются лунгтами), а у тибетских — квадратной. В Чите снаружи висят треугольные флажки, а в дугане — квадратные.


Нахождение на территории дацана накладывает некоторые нормы поведения. Кроме выполнения вполне ожидаемых действий (не курить, не сорить, не ругаться, оставить негативные мысли), от посетителя вне зависимости от религиозных взглядов требуется обойти храм по часовой стрелке, тем самым выказав уважение к древней религии. Этот обряд носит название гороо́, и именно им мы сейчас займёмся, в процессе осматривая элементы монастырского двора.


Под навесом-пагодой находится барабан хурдэ́, внутри которого заключены молитвы или мантры на тибетском. Так как на планете число желающих помолиться значительно превышает число владеющих тибетским языком, эта процедура в буддизме упрощена: нужно всего лишь повернуть барабан. Один оборот считается за одно прочтение.


Позади и справа от дугана тоже имеются навесы, но хурдэ под ними нет.


С правой же стороны находится юрта. Её появление в буддийской символике можно связать с монгольскими кочевниками, для которых она была не просто домом, но и прототипом Вселенной.


Вдоль боковых заборов построены домики, в которых живут хувараки (не знаю, где ударение) и ламы́. Первые — монахи, обучающиеся в дацане, вторые — их наставники и учители. Дальний домик занят столовой.


Перед домиками — недвусмысленные лавочки.


В правом ближнем ко входу углу территории находится сту́па, или субурга́н. Она представляет собой куполовидное сооружение, содержащее в себе некую реликвию. Вершина ступы по тибетской традиции украшена символом огня, солнца и луны — соёмбо.


Назначение ступ, как и прочих ритуальных принадлежностей буддистов, — очищение кармы и избавление от пороков. Обычно ступы замурованы, и для привлечения на себя магии необходимо обходить их (ламы совершают 108 кругов), но читинская открыта, а внутри — подношения в виде конфет, печенья и целой горы риса.


Стоит обратить внимание, что вокруг дугана растут сосны, явно превосходящие его по возрасту. Благодаря им практически не видны страшные соседние дома (мы же на окраине Читы), отчего место становится ещё более уединённым.


Сделав круг, возвращаемся ко входу в храм.


На ближнем плане курительница для ароматических веществ.


Подальше — пара идентичных китайских львов, охранников входа в святилище.


Над дверью присутствует обязательное изображение колеса учения — дха́рмача́кры, а также пара газелей. Колесо символизирует солнце, а восемь его спиц обозначают так называемый Восьмеричный путь, некий аналог десяти христианских заповедей или пяти столпов ислама. Газели же, по преданию, присутствовали при передачи знания от Будды к его первым ученикам, то есть при запуске вышеозвученного колеса.


Теперь давайте зайдём внутрь, благо снимать в дугане разрешено.


Внутреннее убранство храма как минимум не уступает в цветастости внешнему.


В дугане также положено совершать гороо. Выбор направления обхода неслучаен: проходя по часовой стрелке, человек повторяет путь солнца.


То же вращение солнца скрыто в свастике, которая в буддизме встречается повсеместно.


Так как назначение большинства предметов в зале храма для меня неведомо, вместо их описания попробую кратенько пройтись по принципам буддийской веры. Сразу оговорюсь, что я не буддист и могу где-то не так истолковывать тот или иной постулат, поэтому для точного и детального изучения этой безусловно интересной религии стоит обратиться к более компетентным источникам. Поправки от осведомлённых людей также принимаются.
Начать следует с самого Будды Ша́кьямуни, или Сиддха́ртхи Гаута́мы, как его назвали при рождении. Сиддхартху с детства тщательно оберегали от отрицательных проявлений существования, но мимо него они не прошли. В итоге он отрёкся от мирской жизни и за шесть лет нашёл путь к просветлению, став Буддой («просветлённым»).


Своё учение он передавал ученикам ещё 45 лет, после чего ушёл в окончательную и бесповоротную нирвану (состояние просвещённости). Таким образом, буддизм знает три драгоценности: Будду, дха́рму (то есть учение Будды) и са́нгху (буддийскую общину носителей учения).


Вся жизнь на земле представлена Буддой как страдание, описанное в Четырёх Благородных Истинах:
1) жизнь — это неизбежное страдание;
2) причина страдания — в тяге к приятным ощущениям, попросту — в эгоизме;
3) прекращение страдания возможно только в случае понимания сути происходящего и полного отказа от понятия «я»;
4) к прекращению страдания ведёт Восьмеричный путь.


С точки зрения буддистов, существование человека формируется неким потоком энергии, который после очередной смерти стремится к новому воплощению (процесс перерождений называется колесом сансары). Это стремление — пагубное, оно означает, что человек ещё не насытился жизнью и не понимает истинный ход вещей. Те условия, в которые попадает рождённый (бедность или богатство, здоровье или болезни и т. д.), диктуются его кармой, то есть общим вектором поступков в прошлых инкарнациях. Таким образом, человек в буддизме предстаёт единственным вершителем своей судьбы, и никакие высшие силы сюда самостоятельно не вмешиваются.


Для выхода из круга перерождений необходимо, как уже отмечалось, понять истинную суть событий, для чего необходимо научиться воспринимать окружающий мир вне собственного «я», которое в буддийском учении считается иллюзией. Для этого нужно попытаться смотреть на мир как на единое целое, а не стараться разбить его на составные части (одной из которых и является это злосчастное «я»), то есть выйти на принципиально иной уровень, когда познание чего-то нового становится «непосредственным переживанием», а реальность воспринимается без искажения о личностные понятия. С этой целью применяются занятия медитацией и другие действа.


В жизни буддист должен руководствоваться путём любви, так как любовь представляет собой очень схожий процесс отождествления «я» и «не-я», слияния мира двух людей и отказ от собственной системы ценностей. Вообще миролюбие — неотъемлемое качество буддизма. Приверженцы дхармы любят утверждать, что за всю историю буддисты никогда не вели религиозных воин, хотя ввиду расплывчатости самого понятия «религиозная война» с этим (при желании, конечно) можно поспорить.


Надо отметить, что буддизм позиционирует себя скорее как некую философию, учение по достижению просветления, а не свод жёстких законов и указаний. Существует даже довольно замыленная аналогия, сопоставляющая дхарму с пальцем, указывающим на Луну: и учение, и палец лишь помогают найти нужный объект, но как палец может и должен поворачиваться вслед за Луной, так и познание может быть осуществлено по-разному.


Роль Будды в буддизме отличается от роли христианской Троицы или магометанского Аллаха. Во-первых, Будда преподносится как человек, первым постигший истину и передавший её ученикам. Во-вторых, Будда не является создателем и надсмотрщиком Вселенной. Любой достигший просветления становится буддой (именно с маленькой буквы) и соединяется с Буддой. Так что бог в буддизме — это состояние, а не некий творец и тем более не карающее око, а сам Будда является непререкаемым авторитетом и ориентиром для остальных, а не бородатым дядей, чьего наказания нужно бояться.


В буддизме (особенно в Махаяне) благодаря его смешению с традиционными религиями сложился большой пантеон божеств и магических созданий, но разобраться в их иерархии довольно сложно. Вселенная в глазах буддиста предстаёт в виде ма́ндалы, изображения или трёхмерной скульптуры, где центральный круг — это измерение будд и бодхиса́ттв, то есть тех, кто решил стать буддой и вывести других живых существ из круга сансары.


Примерно так всё и работает. Алтарная часть храма.


В центре алтаря обязательно присутствует статуя Будды.


Перед ним — изображение Дала́й-Ламы́ XIV, нынешнего духовного лидера тибетского буддизма.


Внизу видны два демона. Это хранители дхармы, их задача — охранять учение от врагов.


В нижней части алтаря — небольшой барабан-хурдэ и подношения прихожан.


Хурдэ в работе.


Хий-морины здесь, как и положено в тибетском буддизме, имеют квадратную форму. На них помимо мантр изображены пять животных — обладателей силы и энергии.


Читинский дацан к крупнейшим даже по меркам страны не относится, но для первого соприкосновения с буддизмом новых ощущений хватает за глаза.


Место необычное во всех отношениях: новые мысли, новые ритуалы, новые архитектурные формы, непривычно азиатские.


Путешествовать по стране интересно.


 

 
Вся серия:
    Часть 1: от Ленина до Анохина
    Часть 2: Амурская улица
    Часть 3: от центра к северу
→ Часть 4: Дамба Брайбунлинг
    Часть 5: Титовская сопка
    Часть 6: детали
    Над Сибирью: перелёт из Читы в Екатеринбург

Тэги: , , , .

Камменты:

  1. Anonymous

    скамейка Мегафон приколола. Реклама в храме? )))

    • Наши компании сотовой связи очень любят участвовать в украшении городов, но ещё больше они любят себя, поэтому при первой возможности стараются впихнуть свой значок на любую подаренную вещь. «Мегафон» делает это чаще других и назойливей других (гляньте ещё Саранск: https://www.on-walking.com/2011/10/blog-post.html#25).
      Не знаю, как для остальных, а для меня это худшая антиреклама.

    • Anonymous

      ну если учесть что Христос выгнал торговцев из храма, а Будда отказался от богатства и стал нищенствующим монахом =) святое и коммерческое несовместимы, жаль что служители храма и у менеджеры мегафона об этом не подумали

    • Они не об этом думают. Хотя я не понимаю, зачем сегодня таким брендам, какими являются три наших основных поставщика услуг мобильной связи, нужна подобная сомнительная реклама.

  2. Anonymous

    Хорошо что наша страна настолько обширна не только расстоянием, но и культурой.
    Не приглажена голливудом и европой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.