Бремен: набережная и Шнор

5 августа 2012 года

Во второй, заключительной части рассказа о Бремене мы пройдёмся по набережной Везера и посетим открыточный район старой застройки Шнор.


Между выходом с Бёттхерштрассе (им закончился предыдущий пост) и набережной пролегает всего одна улица и стоит всего один ряд домов. Улица именуется Мартиништрассе, но не в честь алкогольного напитка, а в честь расположенной тут кирхи. Церковь представлена на вводном кадре, но появится ниже ещё не раз. Пока же — вид Мартиништрассе.


Набережная по сути двухуровневая. Верхняя часть — пешеходная улица Шлахте с обилием зелени.


Нижняя, так называемый Везерпроменаде, представляет собой не менее ухоженную дорожку вдоль реки Везер. Плитка стилизована под паркет.


С верхней террасы очень удобно обозревать нижнюю, а с нижней — непосредственно реку и противоположный берег.


Как и любая приведённая в порядок набережная, Везерпроменаде весьма приятна, несмотря на отсутствие какой-то выдающейся архитектуры. Дома улицы Шлахте с противоположного берега выглядят вполне по-бременски: аккуратно, но неинтересно.


Из исключений — Бахманн-хаус (1913), до недавнего времени штаб одноимённой транспортной компании, ведшей историю с 1775 года…


…несколько стилизованных под старину домиков (слева, 1949–1951)…


…и, конечно, церковь святого Мартина (1229).


Мартиникирхе досталось самое выигрышное место в городе — на берегу Везера.


На стене церкви обнаружилась табличка, заставившая вспомнить Уфу. Лютеране ли, православные — все живут по одним законам.


На противоположный берег Везера ведут несколько мостов, в том числе пешеходный Теерхофбрюке.


Мы же воспользуемся автомобильным Бюргермайстер-Шмидт-брюке. Отсюда открывается вид на ещё одну старую церковь, святого Стефана (1050).


В той же стороне начинается бременская промзона, расположенная вдоль берегов Везера. Бремен — город промышленный, но в меру. Здесь есть мощности «Аэробуса», «Мерседеса», двух крупных европейских космических компаний (одна из них вообще местная), несколько известных производителей пива и еды. Высотка на фото — башня «Везер Тауэр», высочайшее офисное здание города, 22 этажа и 82 метра.


Ещё один момент: на предыдущем фото мы видим Везер в полную ширину. Именно под мостом соединяются два его потока. Тот, который течёт вдоль набережной, — больший. Специального имени у него, кажется, нет.


Меньший рукав — Кляйне Везер (то есть Малый Везер). Эта часть, являющаяся отрезком старого русла Везера, тупиковая, заканчивается она озером Вердер (Вердерзее). Протяжённость Малого Везера — два километра, а вместе с озером — все пять.


На Теерхофе — узкой (50–60 метров) оконечности мыса между рукавами Везера расположился музей современного искусства Везербург. Здания музея возведены уже после войны на месте разрушенных.


Ширину Теерхофа легко оценить визуально около входа в музей: вода видна с обеих сторон здания.


После музейных строений начинается квартал ещё более новых домов, выглядящий, на мой вкус, довольно противно.


Нижние этажи отданы под различные конторы, например, адвокатские.


А вот насчёт верхних не скажу: может, здесь офисы, а может, жильё. Мне почему-то кажется, что здесь живёт творческая интеллигенция, но это только ощущение.


Кто бы тут ни квартировал, вид из окна у них приятный.


Между домами расставлены скульптуры, очевидно, экспонаты Везербурга.


Переходим обратно на правый берег Везера, теперь по мосту Вильхельм-Кайзен-брюке. Мост большой, дорога с него упирается в «Колокол».


С моста открывается хороший вид. На ближнем плане церковь святого Мартина, на дальнем — святого Стефана, на левом берегу располагается Теерхоф.


Недалеко от моста стоит интересная кинетическая скульптура «Хейн Синкен» (1973), крутящаяся на ветру. Фоном к ней Мартиништрассе и кирха святого Мартина.


Мы же продолжаем идти вдоль Везера.


Справа, за спасательной станцией, видна 47-метровая водонапорная башня, за четыре обращённые вверх башенки получившая прозвище Перевёрнутый комод. Эта башня, старейшая в городе, была построена в 1871–1873 годах, по прямому назначению не используется уже 30 лет, а с 2010-х изредка принимает всяческие выставки.


Но в первую очередь интерес представляет правый берег реки.


Про эту часть набережной сказать, в общем-то, нечего.


А вот в прилегающие кварталы следует углубиться. Здесь находится Бременский выставочный зал Кунстхалле (1849). Прямо за ним городской оборонительный ров соединяется с Везером.


А напротив, на улице Остерторштрассе, ведущей к Рыночной площади, стоит даже более впечатляющее сооружение. Здание было построено для полиции в 1906–1908 годах, а сейчас вмещает городскую библиотеку и социальный суд. На заднем плане видно другое судебное здание, показанное в предыдущей части.


Слева от этих зданий, в квартале, прилегающем к набережной Везера, располагается вторая по популярности достопримечательность Бремена — район Шнор.


Шнор — историческое ядро Бремена. Именно здесь с X века начинают селиться торговцы, рыбаки и моряки. Здесь производили корабельные канаты и стропы, «schnoor» в переводе со старонемецкого означает «шнур» (отсюда же, кстати, и один из вариантов русскоязычной транскрипции его названия). В XIII веке тут строится францисканский монастырь, и именно принадлежавшая ему церковь святого Иоанна (Йоханна на местный лад), построенная в 1380 году, является старейшим зданием Шнора.


Церковь по сей день является католической.


На её фронтоне красуется шестиконечная звезда, и в отсутствие башен именно это делает её узнаваемой издалека.


В остальном вполне обычная немецкая кирпичная готическая церковь. В окнах витражи.


У входа попрошайки.


На одном из соседних домов висит табличка, принадлежавшая, кажется, уже не существующему крематорию. «Дым после огня, вечность после смерти».


Пройдёмся по улочкам Шнора. Вход со стороны Везера даёт чёткое представление о размерах исторической части. Башенка на заднем плане принадлежит Университету искусств, бывшей Старой гимназии (1872–1875), и к Шнору уже не относится.


В ходе Второй мировой войны Шнор сильно не пострадал, поэтому был восстановлен и превращён в туристический аттракцион.


Немцы подошли к благоустройству серьёзно, имеется специальный план развития квартала, ориентированный в первую очередь, конечно, на туризм.


Основная часть Шнора застроена в XVII–XVIII веках. Получился район повышенной открыточности.






Здесь есть и отдельные представители более отдалённых веков. Самый старый дом квартала был возведён в 1402 году.

Где-то по соседству есть пакгауз (склад) годом старше.

Из известных построек можно выделить Конкорденхаус (1630). После войны его восстановили первым, на снимке он самый дальний, краснокирпичный.


Также на многих картах указывается Шифферхаус (бело-зелёный, в центре) того же 1630 года постройки. Говорят, отдельные деревянные перекрытия в нём всё ещё оригинальные.


Периодически встречается фахверк.


В целом куда ни плюнь — всюду картинка. Домики.



Улочки.



Скульптуры на стенах.



Если немного пройти вдоль того самого Университета искусств…


…то упрёшься в Новый Шнор, небольшой участок стилизованной современной застройки.


Там проходила какая-то вечеринка африканцев. Многие были в национальных костюмах.


В целом Шнор выглядит стереотипно и даже приторно. Особенно это чувствуется в одном из закоулков.


Как будто собрали вместе все представления о средневековой Европе и раскрасили поярче.


«Чем там у нас Бремен знаменит? Бременскими музыкантами? Давайте и статую сюда!»


«Нет, давайте две статуи!»


Мне больше по душе, когда красота не бросается в глаза с такой агрессией.


Когда цвета поспокойнее.


Зато чем Шнор хорош, так это совсем не большим присутствием туристов. Вечером воскресенья на центральной улице без особенных проблем можно сделать кадр вообще без людей.


Подводим итоги. Бремен местами очень красив.


Просто эта красота везде соседствует с бестолковостью.


Поэтому город и оставляет такое двойственное ощущение. Рыночная площадь прекрасна, набережная хороша, а всё вместе всё равно на один раз.


 

 
Вся серия:
Любек:
    Часть 1: южная половина
    Часть 2: северная половина
    Часть 3: сверху вниз
Бремен:
    Часть 1: Альтштадт
→ Часть 2: набережная и Шнор
Гамбург:
    Часть 1: дома и тротуары
    Часть 2: стройки и надписи
    Часть 3: общественный транспорт
    Часть 4: своим ходом
    Часть 5: люди
    Часть 6: окраины
    Часть 7: ратуша и Внутренний Альстер
    Часть 8: Репербан и церковь святого Николая
    Часть 9: улицами центра
    Часть 10: кандидат в ЮНЕСКО
    Часть 11: набережная Эльбы
    Часть 12: Альтона и порт
    Часть 13: смотровые
    Часть 14: 10 фото

Тэги: , .
Подписаться
Уведомить о

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии