Уфа: утренний спринт

30 августа — 1 сентября 2011 года

Второе моё посещение Башкортостана не могло пройти мимо Уфы, пускай его целью вновь, как и в предыдущий раз, была отнюдь не столица республики, а город Салават. Но о нём — в следующем посте.
Прилетев в Уфу, я первым делом убедился, что своё прозвище она заработала по праву. Увидеть такую вывеску (а подобные украшают ещё несколько уфимских сооружений) и не назвать город «Три шурупа» было бы преступлением против разума. На деле же эта надпись — всего лишь башкирское написание названия города (Өфө) в верхнем регистре.


Из аэропорта я отправился прямиком на железнодорожный вокзал. Огромное здание, очевидно, советских времён постройки, не впечатляет ни красотой, ни внутренним убранством. Если снаружи оно по нынешней моде покрыто ровным слоем пластмассы, то внутри тёмное и запущенное, как будто здесь ничего не менялось лет эдак сорок. Зато размеры вокзала нереальные (извиняюсь за неуклюжую панораму из пяти (!) снимков).


Дальше была поездка в тот самый Салават, откуда я вернулся раньше, чем обещало расписание. В итоге экскурсия по башкирской столице началась в 7:36 с фотографии хоккейной «Уфа-Арены».


Несмотря на то, что выиграно было около полутора часов, времени на город было не слишком много. Его хватило на обход двух крупных улиц центральной части города — Ленина и Заки Валиди — с заходом на соседние. К сожалению, не удалось посетить самую, на мой взгляд, интересную достопримечательность Уфы — одну из крупнейших российских мечетей Ляля-Тюльпан, которая находится далеко от центра (это получилось сделать во второй приезд).
Движемся по улице Ленина. Напротив «Уфа-Арены» находится парк имени Якутова с прудом и детской железной дорогой. На парк времени не было, поэтому снял только фирменную советскую входную арку.


На углу с Революционной улицей попалось старое (1908–1912 годов постройки) здание Коммерческого училища, ныне вмещающее Уфимский авиационный техникум.


На само́й Революционной есть пара зданий того же времени. В одном из них разместилось министерство культуры.


На противоположной стороне — контрастный симбиоз старины и новостроя. К зданию второго Мариинского женского училища (1916, слева) пристроено самое высокое здание города, принадлежащее банку «Уралсиб». Красно-белое здание справа — это бывший дом Александрова (1911).


Здание училища несколько попорчено окнами, явно подобранными в тон с небоскрёбом. Непонятно, почему именно простоявшее тут сто лет здание должно менять облик, подстраиваясь под новодел, а не наоборот. Хотя ожидать от современных проектировщиков 26-этажного дома с деревянными рамами не приходится.


Вообще центр Уфы очень пёстр и разнообразен по архитектуре. Для примера рассмотрим всё ту же улицу Ленина. На ней с лёгкостью можно встретить достаточно свежий торгово-деловой центр.


Не менее легко тут обнаруживаются постройки начала XX века (на фото — доходный дом Васильевых).


А хотите необычное модернистское здание — Национальный молодёжный театр имени Карима к вашим услугам.


Жилые дома также встречаются всех мастей: от неуклюжих новых до родных для большинства из нас типовых советских.


Главный минус этого разнообразия в том, что пять домов на этих фотографиях расположены подряд. И так везде. С одной стороны, прослеживается рост Уфы, с другой, лицо города совершенно невычислимо.


Вся штука в том, что Уфа — богатый город, крупный нефте- и газоперерабатывающий центр. А что сто́ит для газовой компании или, скажем, банка построить роскошное здание под офисы или многоэтажку для сотрудников? Да плёвое дело. Облик улицы, заложенный до революции, начал преобразовываться ещё в эпоху социализма и окончательно утратился при капитализме. Кварталы к востоку от Ленина, вид на которые открывается с перекрёстка с улицей Кирова, застроены уже обычными высотками.


На Кирова выделяется Дом профсоюзов.


Возвращаемся на Ленина. Ближайшие здания вроде бы безошибочно переносят нас в СССР. И ДК «Нефтяник».


И фээсбэшно-прокуратурное строение.


И жильё.


И кинотеатр «Родина».


А через дорогу посмотришь — чёрта с два, мы в Российской империи, усадебки кругом.


На верхнем снимке — усадьба Бочкарёвых, на нижнем — неизвестный дом и усадьба Зайковых на дальнем плане.

Глядь обратно — а уже XXI век наступил.


Отмечу ещё пару соцзданий: стоящие рядом Дом связи и Дом кооперации (1930-е).



Сворачиваем на Коммунистическую улицу (как вы заметили, топонимика тут по большей части советская) мимо главного здания городской управы и ремесленного училища (начало XX века). Сейчас тут размещается МВД Башкирии.


Рядом ещё два корпуса управы. Видно, что недавно отреставрированы.


Через дорогу от них находится сквер Ленина со скульптурой «Земной шар». Фонари в сквере — под стать скульптуре.


Коммунистическая улица, вопреки названию, оказалась самой приятной и старой из тех, что удалось посмотреть.


В той паре кварталов, что были изучены, нашлось с десяток архитектурных памятников. Доходный дом Сахарова (вторая половина XIX века).


Главный дом усадьбы Стахеевых (1880-е).


Здание гостиницы «Большая Сибирская» (1900).


Доходный дом Нагеля (1852–1875).


Как и в любом другом крупном городе, в Уфе эти и подобные дома зачастую заняты магазинами, ресторанами и т. д., что незамедлительно сказывается на фасадах домов, мгновенно завешиваемых всевозможными рекламными щитами, обрастающих пластиком и окрашивающихся в самые неподходящие цвета. Взгляните хотя бы на первый этаж дома Сахарова. Ужас во что превратили прекрасный дом. С другой стороны, на здании Гостиного двора (1864), которое уже почти 150 лет служит местом торговли, вывесок минимум, и они вполне спокойные.


Сворачиваем на улицу Карла Маркса. Жилой дом Зайкова (1896).


Рядом — два строения побольше: жутко пёстрая гостиница «Астория» (1895–1908) и ЦУМ в здании магазина братьев Каримовых и Шамгулова (1905–1907). Не покидает ощущение, что что-то утрачено в процессе реконструкции.



На этой улице находится УГАТУ — Уфимский государственный авиационный технический университет.


Также в глаза бросается большая, облезлая, но от этого не менее внушительная сталинка.


На пересечении с улицей Пушкина находится особняк Костерина (в разных источниках указаны 1907, 1912 и 1919 года постройки). Сразу заметно, что здесь располагается что-то муниципально-административное (в данном случае — таможня): на стенах нет кричащих вывесок.


Но мы в Уфе — соседом особняка является здание верховного суда республики. Почему-то почти во всех городах судебные новострои (а суды редко позволяют себе снисходить до старых зданий) — самые убогие.


Ещё два симпатичных строения — дом Уткина и здание гостиницы Полетаева (вторая половина XIX века).



Сворачиваем к Гостиному ряду, точнее — на Верхнеторговую площадь перед ним. Площадь украшена памятником кунице, являющейся символом города, и неработающим фонтаном.


Перед Гостиным двором молодёжь устроила что-то вроде утренней зарядки для всех желающих.


На площади также находятся два примечательных здания: торговый дом Иванова и Нобеля и здание Общества взаимного кредитования (начало XX века), разделённые галереей (на среднем фото).




Район вокруг Гостиного ряда наиболее хорошо сохранил архитектуру XIX и XX веков. Даже улица Ленина­ тут на время теряет контрастность. Смешанная застройка пропадает и сменяется приятной дореволюционной. Дом наследников Поносова (1895–1903).


Несколько необычно здание Башкирского гостеатра оперы и балета (1909–1914, 1920-е). Во-первых, оно не оштукатурено, во-вторых, построено изначально не для театра. Ранее здесь располагался Аксаковский народный дом.


Через дорогу, в здании Дворянского собрания (1844–1856), находятся академия искусств и концертый зал, а рядом — памятник Шаляпину.



На ближайшем перекрёстке — дом Коротковых (1860-е).


Отсюда улица становится пешеходной, но особо обольщаться не стоит: Уфа — единственный наш город-миллионер, где нет полноценной пешеходной зоны. Прогулочный отрезок улицы Ленина длится всего квартал, и интересного тут ничего не происходит. Разве что на дома старые посмотреть можно. Следом за домом Коротковых находится бывшая гостиница «Метрополь» (1899).


Поэтому мы сворачиваем на уже знакомую улицу Пушкина. Отмечаем соседей Коротковых — Нагарёвых, построивших прекрасный кирпичный дом (1901).


После него начинается Советская площадь. Ничего особенно интересного на ней тоже нет: весь периметр занят правительственными учреждениями, количество которых в Уфе просто заоблачное.




Центр площади вместо очевидного Ленина украшен бурзянской пчелой в честь некоего особенного башкирского мёда. Вспоминается Годзилла, точнее, Мотра.


Чуть дальше по улице находится здание Мариинской женской гимназии (1890-е). Вход в гимназию (уже, естественно, не женскую) сторожит Горький.



Также на минуту заглянем на Советскую улицу и полюбуемся Крестьянским поземельным банком (1906–1908, в 1942­–1944-м то ли перестраивался, то ли реконструировался). Летом его сложно запечатлеть красиво: слишком много зелени кругом.


Сейчас в здании банка располагается национальный музей Башкирии.


На Театральной улице нашёлся прекрасный экспонат на выставку «Уфа: вчера, сегодня, завтра». Слева — здание национального (некогда Государственного) банка (1897–1902), справа — управление инкассации.


Про здание напротив вообще ничего говорить не хочется.


Театральная улица носит своё название неспроста: в месте, где она упирается в улицу Валиди, стоит Башкирский государственный академический театр драмы имени башкирского  же народного поэта Гафури. Построенное в 1957–1965 годах здание кажется гораздо современнее своих лет (читатели подсказывают, что в 1990-х здание просто перестроили).


Справа от театра — спорткомплекс «Динамо». Уфа — единственный в Европе город-миллионник, футбольная команда которого никогда не играла в высшей лиге чемпионата своего государства.


На более мелких улицах, примыкающих к Валиди, тоже есть несколько достопримечательностей. Например, на Маркса можно встретить занятый музеем археологии и этнографии пышный особняк Поносовой-Молло (1900-е).


Неподалёку, на Гоголя, находится ещё один музей (художественный), и, что примечательно, он также занял старый красивый домик (1912–1913), сотню лет назад принадлежавший купцу Лаптеву.


Очередной экспонат на выставку «Уфа: вчера, сегодня, завтра» целиком вместился на одну стену.


Возвращаемся на Валиди и фиксируем пару учебный заведений: Современную гуманитарную академию и Башкирский государственный университет.



Улица упирается в телецентр, башню которого видно ещё издалека.


Между БашГУ и телецентром в 2007 году построили Конгресс-холл.


Большое здание, вмещающее концертный и пару конференц-залов, несколько развлекательных учреждений, ресторан и прочее, на вид совершенно никакое, как будто при Хрущёве строилось.


Задняя сторона холла спускается к оврагу.


Сам овраг весьма живописен.


В правой части над деревьями виднеется памятник, к которому мы и отправляемся. В парке или, скорее, на аллее, ведущей к нему, установлены фонари-рассеиватели и фонтан (также был выключен).


Памятник Салавату Юлаеву в конце аллеи является одной из визиток Уфы.


Монумент стоит на высоком берегу Белой реки, и виды отсюда открываются прекрасные. В день моего визита они были даже немного улучшены лёгкой дымкой тумана на том берегу.



То же место, но зимой, показано в одном из моих следующих постов про Уфу.

Железнодорожный мост через Белую построен в 1888 году.


Покидаем этот парк чтобы отправиться в следующий, носящий редчайшее на территории нашей страны имя Ленина. Парк расположен слева от театра имени Гафури. Смотреть тут особо не на что. Из памятников был встречен Матросов.


Не была встречена стела в честь суверенитета Башкирии. Назначение таких камней для меня остаётся загадкой.


Вокруг парка образовался ещё один кластер правительственных зданий.



За углом, на улице Тукаева, как будто для сравнения находятся здания, бывшие административными сто пятьдесят лет назад: Дом губернатора (1850-е) из двух частей и Уфимский губернский окружной суд (конец XIX века). Справедливости ради отмечу, что во втором сегодня располагается верховный суд, но не основная его часть (её мы уже видели), а только лишь гражданская коллегия.




На Губернаторском доме обнаружились держатели для флагов, напоминающие казанские. В здании располагается минздрав.


Что ещё на этой улице отметить? Бывшее Епархиальное женское училище (1899–1903), ныне госпиталь…


…и первую соборную мечеть (1830, 1890-е).


Далее, на улице Расулева, перед входом в сад Салавата Юлаева, находится деревянный дом-музей писателя Аксакова (конец XVIII—середина XIX веков).


Собственно, вход в сад.


В саду установлено несколько беседок.


Из всех парков Уфы, куда успел зайти, этот показался наиболее грязным. Дело даже не столько в мусоре, сколько в запахе (догадайтесь каком), исходящем от спусков к Белой. Зато отсюда вновь открываются хорошие виды на реку, противоположный берег и автомобильный мост.



Также в саду находится подвесной мост любви (или мост влюблённых), приятно покачивающийся под пешеходом.


На тросы молодожёны вешают замки.


Выходим к мосту. Отсюда можно разглядеть ещё один известный уфимский памятник — Монумент Дружбы в честь добровольного вхождения Башкирии в состав России (аналоги видел в Ижевске и Саранске). Справа видна Сергиевская церковь (1868), единственная попавшая в отчёт.


Но времени идти туда уже не было (поближе рассмотреть эти места удалось также в следующие приезды).


Уфа не оставила однозначного впечатления. Конечно, город большой и достаточно старый (1574), поэтому в нём много интересного.


С другой стороны, дикое смешение старого и нового в архитектуре (причём новое в целом гораздо хуже старого) — это явный минус.


Уфа больше всего напомнила Казань. В обоих городах существует определённый дефицит зелени на улицах, но в другой «зелени» недостатка нет. В Казани на порядок больше интересных мест, острее чувствуется колорит, но при этом присутствует определённая неухоженность (вспомним многочисленные заброшенные здания). В Уфе всё наоборот: запущенности в центре я не заметил. Как и в других башкирских городах, тут чисто, но как будто чего-то не хватает. Впрочем, одного, тем более, неполного дня для знакомства с таким большим городом явно недостаточно (и моё мнение действительно менялось с каждым посещением — смотрите сообщения по тэгу «Уфа»).


 

 
Вся серия:
→ Уфа
    Салават

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Тэги: , , .

Камменты:

  1. Anonymous

    «Башкирский государственный академический театр драмы построенное в 1957–1965 гг. кажется гораздо современнее своих лет».

    Просто в середине девяностых он был снесен под корень и построен заново. А до этого был совершенно типовой проект хрущевского времени.

    • Вот оно что. Подобной информации не видел, только пару строк о «серьёзной реконструкции».
      Добавил в текст, спасибо.

  2. Anonymous

    Кстати- Конгресс-Холл спроектировал мегаархитектор из Японии.
    Ипподром Акбузат- его же авторства.

    • Во внешнем виде ничего особенного я не заметил, хотя надо отдать должное, в ландшафт здание вписано идеально.
      Ипподром лично не видел, но на картинках смотрится немного интересней.

    • Anonymous

      Во внешнем виде и не должно быть ничего потрясающего- это японская концепция «ненасильственного» вписывания сооружения в природу. Архитектор- Ришат Муллагильдин, выходец из Уфы, работал в Москве, затем перебрался в Японию в мастерскую Араи, добился там признания и с багажом японской архитектурной мысли приехал в Уфу.
      В одном из дизайн-проектов рассматривали вместо бирюзового орнамента выложить стену светодиодными экранами, на которые проецировался бы пейзаж за зданием. Таким образом здание «исчезало бы». Отказались из-за дороговизны.

    • Спасибо, не знал обо всём этом.

  3. Сергей

    Очень интересный обзор. 8 лет живу в Уфе, но специально ведь по таким маршрутам не гуляешь, да и когда проходишь, то не всегда замечаешь архитектурные аспекты. Спасибо автору!

  4. Кирилл

    «На Театральной улице нашёлся прекрасный экспонат на выставку «Уфа: вчера, сегодня, завтра». Слева — здание национального (некогда Государственного) банка (1897–1902), справа — управление инкассации.»

    Не совсем так: здания справа и слева от старинного (здание слева на фото не попало) относятся к Нац. Банку. Инкассация находится во дворе и с улицы не видна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.