Киров: Спасская и парк

17 апреля 2012 года

В этой части — о наиболее привлекательных с туристической точки зрения объектах Кирова, ради которых можно совершить не самый короткий вояж.


В первую очередь нам надо досмотреть Спасскую улицу, которую мы немного освоили в прошлой части. В этот раз начнём с противоположного конца, от Октябрьского проспекта. В дальнем доме (1869) раньше находились училища: сперва земское, а затем и реальное.


Рядом с парой полудеревянных домиков разместился современный пластиковый — это областной суд (2011).


В принципе, два-три квартала от проспекта можно было смело пропускать — потери были бы минимальны.


Разве что пару висящих над улицей кроссовок бы не увидел.


Да один старый дом, про который нет никакой информации.


Действительно интересная часть начинается чуть дальше, от пересечения с улицей Карла Маркса. Сразу бросается в глаза, что Спасская нерезко, но настойчиво идёт под гору.


Здание Кировэнерго.


Так сразу и не догадаешься, что в его основании — маленькая дореволюционная электростанция. Обратите внимание, как подробно выполнена табличка: даже фундамент изображён с наклоном.


Напротив энергетиков — художественный музей имени Васнецовых (1992), в народе любовно называемый «Метро» за характерный вид и обильное использование мрамора в оформлении.


Сбоку от него установлен памятник братьям-художникам, а полотно с нарисованными окнами позади них прикрывает уже шесть лет ждущее ремонта старое здание музея, бывший особняк Репина (1815).

Если пройти по Маркса мимо этого памятника, взору откроется Театральная площадь с драмтеатром, корпусами ВятГУ, правительством области и статуей вождя пролетариата. Я планировал посетить её позднее — и не успел, так что это один из тех редких городов, где я не видел Ленина. Не успел я заглянуть и на Московскую улицу, идущую чуть севернее параллельно Спасской. Как в подобных случаях положено говорить, будет что посмотреть в следующий визит (и он таки состоялся).

Старые дома на Спасской не то чтобы сражают красотой, но выглядят основательно. Во многом это можно объяснить большим количеством классицистских домов конца XVIII—начала XIX веков, для которых богатое внешнее убранство несвойственно. Особняк Ухова (1817).


Дом Аршаулова (1799), уже фигурировавший в прошлой части. Видимо, большая шишка, ради услаждения глаз которой подновили два фасада из четырёх, ехала по Спасской снизу вверх и, по расчётам ответственных за внешний вид дома лиц, оборачиваться на облезлые стены была не должна. Своровать десять вёдер краски — это так по-нашенски.


Следом за ним идут три похожих дома. Очевидно, все они построены недавно: это видно хотя бы по кирпичу, пластиковым окнам и кровле. Ещё раз можно констатировать, что цельность центральных улиц в Вятке стараются не нарушать. Хотя оштукатурить дома всё же не помешало бы.


Последний из этих домиков носит табличку с номером 26, и по этому адресу должен был стоять дом Веретенникова (1816). Дом в итоге нашёлся (у него номер 24), но оказался на этаж выше, чем на старых фотографиях. Что самое удивительное, здание приросло нижним этажом. Видимо, в архиве сохранилось только фото со стороны двора.


Дом Колошина (1823).


Театр кукол имени Афанасьева (2009).


Около него — памятник семье в стиле дымковской игрушки и головокружительный вид вниз на улицу Володарского.

Тут же установлен верстовой столб с заглавного снимка.

Конструктивистский Дом связи (1930) напротив театра.


Следом за перекрёстком по склону улицы медленно сползает дом Калининых (1792–1796), с 1868 года служащий судом.


Через дорогу полным ходом идёт реконструкция главного дома усадьбы Жмакиных (1815).


Среди всех этих купеческих усадеб затесался дом ключника Спасского собора Шестакова (1796). Шестаков, пусть и урвал шикарный участок в центре, такие хоромы позволить себе не мог: здание подросло (на сей раз как обычно, вверх) уже после его смерти.


Для того, чтобы вы прочувствовали количество сохранившегося старья на Спасской, я скажу, что мы ещё не отошли от Кировэнерго и на два квартала. Даже учитывая, что Киров — облцентр, и перед поездкой я был осведомлён о большом количестве интересных построек здесь, город превзошёл ожидания: в центре они встречаются беспрерывно. Дом Москвитинова (1820-е).


Оглянемся на преодолённый участок. В одном из двух ближайших домов по правой стороне (дом Бабиной 1804–1806 годов и его более поздние пристройки) жил инженер Кошкин, возглавлявший группу создателей легендарного Т-34. Слева дом Сунцова (1843).


Состояние домов в целом не идеальное, но и особого опасения тоже не внушает. Заброшек, свойственных вятским закоулкам, на главных улицах нет, откровенной запущенности тоже, но при этом редкий дом обходится без облезшей краски и пары надписей на стенах.


Выделяется на общем фоне резиденция Центробанка. Во-первых, свежестью отделки, во-вторых, внушительными размерами, а в-третьих, новодельностью по местным меркам — тогдашний банк внешней торговли появился на Спасской всего-то сто лет назад, в 1911-м.


Рядом находился ещё один банк, Общественный имени Веретенникова (1913).


Впрочем, Киров не был бы Вяткой, если бы напротив такой красоты не находился запущенный двор. Даже в центре картинка не меняется.


Ту часть Спасской, по которой мы идём, периодически порываются сделать пешеходной. Наибольшие потери при этом понесут даже не ездящие по ней (улица однорядная и односторонняя, так что теоретически её перекрытие на трафике сильно не скажется), а паркующиеся.


К перекрёстку с улицей Ленина, на который мы уже попадали с другой стороны, выходят ещё две строгие усадьбы 1790-х годов, принадлежавшие Татаурову и Машковцеву (на дальнем плане)…


…и здание Волжско-Камского банка (1879), филиал которого мы уже видели в Воронеже.


Такая вот насыщенная улица.


Мы же её покидаем, отправляясь по Ленина к северу. Этот путь я проделывал уже вечером и из другого места, так что по пути ничего не снимал.


Целью поездки был Александровский сад, а также кварталы вокруг него. К сожалению, из-за медлительности вятских таксистов был потерян приличный отрезок времени, и ехать пришлось на неспешном пазике. В итоге второпях не удалось посмотреть ни здания присутственных мест, ни постройки Преображенского монастыря. Забегая в парк, буквально на ходу снял группу домов, в которых раньше жили служители Спасского собора. Дома датированы 1842 (ближний) и 1824–1826 (дальний, с колоннами) годами. Что ж, любовь к роскоши у нынешних РПЦшников заложена на генном уровне.


Что касается Александровского сада, то он был разбит в Вятке в 1825 году после визита Александра I, но был назван не в его честь, а в честь его наследника Александра II. Открыли парк десятью годами спустя, частично улучшая его вид и позже. Например, входной портик с оградой появились в саду в 1838–1840 годах.


Парк очень понравился, и это учитывая, что я был тут ранней весной да ещё и в мрачную погоду. Планировка просто превосходная.


Основная дорожка бежит от портика к центральному павильону (1835).


Павильон поддерживается в хорошем виде: ни мусора, ни надписей не заметил.


Третий важный элемент сада — береговая ротонда (1835), восхитительно вписанная в рельеф.


Виды от беседки на протекающую внизу реку Вятку хороши, но частично перекрываются растительностью, поэтому с пейзажами можно потерпеть: в саду есть лучшие точки для съёмки.


Вятка не была бы Кировом, если бы такой обширный парк лежал на плоской поверхности. Северная и восточная части сада от центральной отрезает Раздерихинский овраг, через который перекинут «мост самоубийц».


На той стороне — деревянная Фёдоровская церковь 2007 года постройки (где-то мы уже видели такую кровлю, да?) на недавно обустроенной прогулочной зоне, которую у меня набережной язык назвать не поворачивается: уж больно далеко до воды.



На восточном берегу оврага стоит часовня Михаила Архангела, или Раздерихинская часовня. Она появилась здесь в 1875 году, но через 50 лет была разрушена. Нынешняя весьма приятная копия построена в 1999-м.


Мост, даром что носит такое устрашающее имя, украшен весьма весёленько.


Особенно порадовали совершенно безумные надписи на перилах, которые не просто сто́ят всех самарских.


Они вполне могут конкурировать с гениальной читинской.


С северного берега видна не только парковая ротонда, но и жутковатый ресторан внизу, у самой реки.


Кажется, сейчас работы по благоустройству нижнего уровня уже начаты, и Киров в перспективе может получить что-то наподобие двухуровневой ярославской Волжской набережной. В апреле же внизу было прекрасное место для уединений.


Что до реки, то она здесь очень красива, что тоже явилось для меня приятным сюрпризом.


Вятка начинается где-то в Удмуртии


…и заканчивается в Каме, то бишь отдаёт свою воду Волге. На снимке Старый мост (1962), один из двух городских мостов. Чтобы угадать название второго, смекалка не нужна.


На дальнем берегу находится негустозаселённый район Кирова, а также некое увеселительное заведение, сделанное из дебаркадера.


На обратном пути немного прошёлся по Казанской улице (тогда ещё по улице Большевиков). Райончик в целом неприглядный, много покинутых домов.


В то же время рядом растут коттеджи. Видимо, тут тоже идёт борьба за участки.


Ходил я тут в поисках мечети (1909), которая стала последним снятым объектом Вятки.


Вятка — красивый город с одним из самых больших и нетронутых исторических центров в европейской части страны. Вятке хочется пожелать разбогатеть, но аккуратно, чтобы ничего не напортить. Ну и название сменить. Такая река достойна дать имя городу.


 

 
Вся серия:
    Часть 1: от вокзала до монастыря
    Часть 2: от монастыря до костёла
→ Часть 3: Спасская и парк

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Тэги: , , , .

Камменты:

  1. Anonymous

    18. Слишком высокие столбы, наполовину меньше и впилались бы в малоэтажность.

  2. Anonymous

    >>>он был разбит в Вятке в 1825 году после визита Александра I, но был назван не в его честь, а в честь его наследника Александра II.

    ???

    • А что не так? Я другой версии нигде даже не видел.

    • Anonymous

      Александр Второй не был наследником Александра Первого, он был сыном и наследником императора Николая Первого.

    • Когда писал пост, в паре источников видел именно такую версию. Парк открыли уже при Николае I, так что логика в версии с Александром II всё же есть. Хотя скорее всего, в имени увековечили сразу двух императоров Александров — предыдущего и нынешнего.
      Говоря о Александре II, я имел в виду только, что он наследник престола (пусть и через поколение), а не сын Александра I.

  3. Anonymous

    Спасибо! Интересено взглянуть на родной город глазами заезжего путешественника) А домики на другом берегу Вятки — это слобода Дымково, родина одноименной игрушки.

  4. Anonymous

    Вижу на дорогах знакомые поперечные трещины.
    Так по всему городу? Технология одного камаза?

    • За весь город говорить не могу, не видел, но там, где я гулял, они примерно одного качества. Свежего асфальта не припомню, хотя, по-честному, я перестал обращать пристальное внимание на дороги — они везде одинаковые, за исключением, пожалуй, Калининградской области и Челябинска.
      Про технологию одного камаза я не в курсе, расскажите.

    • Anonymous

      Камаз привез асфальт, пока бригада его раскатывает он едет за второй порцией. Пока вернется первая раскатка застыла, прикатывают и все ровно-красиво. Одна зима и на стыке трещина. Поэтому едешь как по железке тук-тук тук-тук. ))) Дорожникам очень выгодно, на десятки лет работой обеспечены, расшивать и заделывать. Вместо дырок кочки ложить.

    • О да, знакомая картина.

  5. Мужик

    Областной суд просто шикарен вот куда уходит бабло областное на его фоне простые дома и квартиры простых работяг просто полное уг, ну а дом где одна сторона покрашена, а другая нет это дурдом конечно так делать только потому что какой то собаке из властей там вид не нравиться когда проезжать будет, паскудно это все. сделай капремонт покрась все стены, а зачем??? лучше в карман бабла отсыпать, чем людям, так и живет вся рашка процентов на 90.

    • Ну да, глядя на полупокрашенный дом, понимаешь, для кого он красился — для жильцов или для мимо едущих.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.