Элиста: два хурула

13–15 марта 2012 года

Основным центром притяжения для гостя Элисты является, безусловно, новый хурул — главный буддийский храм города и республики. Ему, а также его предшественнику и посвящена эта часть.


Новый хурул официально называется Золотой обителью Будды Шакьямуни, или по-калмыцки Бурхн Багшин алтн сүм.


Наименование хурул — чисто калмыцкое, буряты называют свои храмы-монастыри дацанами, а тувинцы — хурэ, причём последнее дословно означает «огороженное место». С ограды комплекса и начнём, а она здесь непростая: каждую секцию венчает маленький субурган. Всего их 108, и это число в буддизме имеет сакральный смысл.


Про саму религию я уже довольно подробно писал в отчёте из Дамбы Брайбунлинга и второй раз останавливаться на предназначении атрибутов не буду, поэтому если какие-то термины непонятны, можете справляться по приводимым ссылкам на тот материал. Единственное, не удивляйтесь, что слово «кюрдэ» ведёт к абзацу про хурдэ, а «ки-мерин» — к хий-моринам: это тонкости соответственно калмыцкого и бурятского языков.


В ограде, судя по описаниям, должно быть четверо ворот, но одни я не заметил: либо проглядел, либо они более простого вида. Ближний к площади Ленина вход закрыт.


Но это не удивительно: он ведёт к задней части храма.


Открытыми оказались ворота со стороны улицы Ленина.


Около них — памятный камень об освящении места под хурул нынешним Далай-Ламой.


Так как людей случайных (типа меня) здесь бывает много, у входа поставили щит с правилами поведения на территории.


С погодой совсем не повезло: резко набежавшие после обеда тучи к вечеру сгустились, начался лёгкий дождь, надвигались сумерки, поэтому особенной художественной красоты не ждите.


Золотая обитель (за рубежом её называют просто The Golden Temple) открыта в самом конце 2005 года. Вокруг храма располагаются 17 пагод с фигурами 17 великих учителей буддизма, сопровождающимися справочной информацией.


Многие из них внешне похожи, но некоторые выделяются позами.


В лицах встречается весь спектр чувств: от умиротворения…


…до полного умиротворения.


Элементы пагоды.


По углам территории хурула установлены одиночные барабаны кюрдэ.



В кюрдэ встроен простейший автоматический звукоизвлекающий механизм из металлического прута и колокольчика.


У трёх стен хурула стоят аналогичные, но более мелкие барабаны. Их здесь тоже 108.


Хурул построен на площадке, ранее занимаемой заводом ЖБИ. О трудовом прошлом напоминает только забавно оформленная труба за оградой, но и она, может быть, не заводская.


Есть тут и место, где желающие оставляют свои ки-мерины, но к нему я пробираться не решился.


Многие для тех же целей выбирают установленную перед главным входом в хурул статую Белого Старца.


Тут же и главные ворота со стороны улицы Клыкова, самые торжественные.


Золотая обитель считается самым крупным буддийским храмом Европы. Высота хурула составляет 56 метров, к тому же он построен на искусственном холме, что делает его визуально ещё на семь метров выше.


В интернете можно найти утверждения, что хурул виден из любой точки Элисты, но это неправда. Лучше всего он заметен с показанной в прошлой части Кобыльей балки. Махина довлеет над всей Элистой и производит сильное впечатление.


Сейчас в пригороде Парижа достраивают храм, который по заверениям проектировщиков, станет крупнейшим в Европе. Открыть его обещают через два дня (22 июня 2012 года), правда, неясно, по каким критериям он будет крупнейшим. Вообще же, погуглив, можно сделать вывод, что большие буддийские храмы довольно часто встречаются во Франции и Британии, хотя до элистинского масштаба недотягивают даже самые крупные из них.


Задний фасад дверей не имеет, там расположен алтарь.


Через боковые фасады вход уже возможен, но лишь теоретически.


Над дверьми обязательные колесо учения и пара газелей.


Выше в кольцах расположены ещё восемь символов буддизма.


На крыше подвешены колокольчики, чьё предназначение — распространять учение по миру.


К трём входам ведут лестницы с фонтанами. Один из боковых показан на 25-м снимке, но как и полагается, самый широкий и красочный — центральный.


Помимо этого, главный вход отличается вторым рядом колонн и более богатым декором дверей и колеса учения.


Место рядов кюрдэ здесь занимают стилизованные снежные львы, охранники учения.


Внутри, как вы, наверное, знаете, находится 12-метровая статуя Будды, также самая большая в Европе. При входе нужно разуться (там везде ковры) и поставить рюкзак на полку. Центральный зал огромен и находится на втором ярусе (первый — на уровне основания холма). Всего уровней в хуруле семь, и все, что выше второго, предназначены уже только для верующих и служителей, а пятый отведён под резиденцию Далай-Ламы. Всё это показать я не могу, так как снимать внутри запрещено, но об общих понятиях об убранстве буддийских храмов можно получить представление из уже тысячу раз приведённого выше читинского поста.


Мы же покидаем новый хурул, чтобы отправиться к старому. Туда я заехал на следующий день, перед самолётом, и в этот раз погода была что надо.


Старый хурул расположен на юге Элисты, хотя можно считать, что за городом. Добраться туда можно на маршрутке №15 из центра, но я предпочёл воспользоваться услугами такси. Так как до самолёта было полдня, которых бы хватило только для какой-нибудь одной точки в городе, а точек таких было гораздо больше, с утра был зафрахтован отличный таксист Юрий Василич. Доставка по трём удалённым адресам (Сити-Чесс—старый хурул—аэропорт) с постоянными остановками в городе и ожиданием обошлась мне в тысячу рублей, и с учётом покрытого расстояния и потраченного времени это просто копейки.


Хурул называется Сякюсн-Сюме (Сәкүсн-сүм) и на самом деле он никакой не старый, так как открыт лишь в 1996 году.


Скажу сразу, этот хурул внешне мне показался более привлекательным, чем Золотая обитель. Нижняя часть выполнена в тибетском стиле, на верхушке — китайская пагода.


Высота храма — 20 метров, при этом он вытянут в длину на 24. Боковая стена.


Козырёк пагоды.


С момента открытия и до введения в строй нового хурула Сякюсн-Сюме являлся главным храмом Калмыкии.


А сегодня старый хурул — тихое, почти безлюдное место.


Вроде бы раньше имелись планы по расширению комплекса.


Но появление нового хурула в самом центре Элисты вкупе с удалённостью старого спутало все карты, и Сякюсн-Сюме ушёл в тень.


Кроме самого хурула поблизости находятся постройка неизвестного мне назначения…


…и домик, в котором, кажется, живут ламы.


Ещё дальше — памятник «Меткому лучнику» с четырьмя стрелами. Обычно возможность стрелять очередью отрицательно сказывается на точности попаданий, но, видимо, на лук это правило не распространяется.


По бокам от хурула ряды кюрдэ.


Разница с лощёными барабанами Обители налицо.



Непонятно чем, но старый хурул притягивает сильнее, чем новый. Может, более «выпуклым» оформлением. Или отсутствием помпезности.


Может, полной умиротворённостью места. Куда ни глянь — всюду степь.


И ни души.


Иногда даже кажется, что здесь уже давно-давно никого не было.


Но это не так: хурул действует, и он производит ощущение именно спокойствия, а не безжизненности. Правда, внутрь я не заходил, а пошёл к расположенной в стороне паре ступ.



Вокруг них развешаны гирлянды из ки-меринов.


Видно, что некоторые уже давно висят, и оттого истрепались и выцвели.


Кони ветра.


Самые фотогеничные атрибуты буддизма.


Любой ракурс — картинка.



На этом моё знакомство с третим за две недели буддийским храмом закончилось.


В следующей, заключительной части я расскажу о Сити-Чесс.

 

 
Вся серия:
    Часть 1: предисловие
    Часть 2: истоки
    Часть 3: современность
→ Часть 4: два хурула
    Часть 5: перспективы

Тэги: , , , , .
Подписаться
Уведомить о

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии