Бремен: Альтштадт

5 августа 2012 года

Продолжаем знакомство с Северной Германией. На очереди Бремен. Как и Любек, он имеет ганзейское прошлое, но вот настоящее у городов разное. Если небольшой Любек славен в основном ушедшими годами и сегодня во многом зависим от туризма, то полумиллионный Бремен — десятый по численности в Германии — может считать себя индустриальным центром. Тем не менее и здесь есть несколько мест, достойных посещения.


Вокзал Бремена, откуда мы начинаем свой поход, построен в 1886–1891 годах, хотя железная дорога дошла сюда почти на 40 лет раньше.


В день станция обслуживает порядка 500 поездов и около 100 тысяч их пассажиров, что довольно много для такого города. Для сравнения, Курский вокзал Москвы принимает за день 300 тысяч человек (а в пиковые сезоны — за полмиллиона), гамбургский банхоф — около 450 тысяч, а вокзалы Уфы и Челябинска (городов, занимающих места в конце первой десятки крупнейших в России) — соответственно 15 и 30 тысяч.


Благодаря великолепной системе железных дорог и, как следствие, большому пассажиропотоку, немецкие вокзалы наполовину являются торговыми центрами. Бременский не исключение.


Под сводами вокзала восстановлены фрески 1950-х годов, рассказывающие о портовой жизни Бремена. Рисунки затерялись под облицовкой 1970-х, но относительно недавно их вскрыли и отреставрировали.


Банхоф находится недалеко от исторического центра города. Самое интересное, что встречается за десять минут ходьбы, — ветряная мельница (1833). Стоит она на основании утраченной городской стены (отсюда название «Mühle am Wall» или английское «Mill on the Wall»), в нескольких метрах от оборонительного рва.


За рвом начинается Альтштадт (Старый город), но как таковым старым городом ещё не пахнет: перед нами современные кварталы. Чистые, аккуратные, ухоженные, но немного бестолковые.


Сразу бросается в глаза, что Бремену недостаёт уюта. Конечно, за те три с половиной часа, что длилась моя прогулка, полноценное впечатление о городе составить сложно, но эта мысль закралась ко мне в голову с первых минут пребывания в Бремене да так там и осталась.


К центральной площади ведёт пешеходная улица Зёгештрассе, но к продолжительным прогулкам она не располагает.


С XIX века и поныне это главная торговая улица Бремена. Неудивительно, ведь вероятность пройти здесь на пути от вокзала в центр равняется единице.


Название же улицы отсылает к более отдалённым временам, когда здесь располагались свинарники. Этому же посвящён и памятник в начале пешеходной части (1974).


Выводит улица к началу собственно исторической части Бремена, а конкретно — к задворкам Маркплатца (Рыночной площади). Тут стоит церковь Богоматери, восходящая аж к 1020 году и перестраивавшаяся в XIII и XIV веках.


В годы Второй мировой Бремен подвергался бомбардировкам. Было уничтожено около 60% городских зданий, что во многом и объясняет его облик. Кирха также пострадала в ходе боевых действий, но не настолько сильно, поэтому через два десятка лет была восстановлена, пусть и лишилась части убранства.


Сбоку аккуратно пристроен домик, очевидно, бывший служебным.


У одной из стен расположен памятник Бременским музыкантам (1953). Похожий, кстати, есть в Риге.


Несмотря на то, что в городе есть и более достойные монументы, народной любовью пользуется в основном этот.


Итак, Рыночная площадь, настоящее сердце города и главная причина вообще ехать сюда.


Помимо кирхи Богоматери (она частично видна слева на предыдущем снимке) и полустеклянного здания Бременского парламента (1966, справа), привлекают внимание две лучшие постройки города. Первое — ратуша.


Здание было возведено между 1405 и 1409 годами, а фантастической красоты ренессансный фасад обрело в 1595–1612 годах. В начале XX века к зданию сзади был пристроен ещё один корпус, его видно справа.


Убранство, конечно, потрясает. Можно разглядывать детали хоть полчаса.


Балкон.


Колоннада.


Боковой фасад декорирован не намного беднее.


Перед ратушей стоит статуя Роланда, известнейший памятник, в честь которого даже назвали город. Роланд — рыцарь, герой многочисленных сказаний, его имя мелькает и у Сервантеса в монологах Дон Кихота. В Средневековье установить у себя памятник этому персонажу мог только независимый город, самостоятельно осуществлявший торговлю и правосудие, и первым местом, где он появился, стал именно Бремен. Таким образом статуя Роланда стала для бременцев чем-то вроде символа «вольности» их города. По одной из легенд, где-то в подвалах ратуши спрятана копия, дабы в случае чего быстро водрузить её на место. Сказка это или нет, но статус у памятника действительно особый: в годы союзнических бомбёжек фигуру рыцаря защищали особо.


Памятник датирован 1404 годом. За 600 лет с ним произошло несколько примечательных событий. Например, гербовый щит, означавший принадлежность Бремена империи, установили незаконно, подделав соответствующую грамоту. Нацисты Третьего Рейха спрятали в статуе обращение к потомкам. А подлинная голова памятника была демонтирована в 1983 году и переправлена в берлинский музей Фокке.


Второе ключевое здание Марктплатца — Бременский кафедральный собор святого Петра, или попросту Дом.


Собор начали возводить после крупного пожара 1042 года и закончили через 30 лет. Однако мода менялась, и в середине XIII века Дом был переделан под активно распространявшуюся по Европе готику.


Может, забегаю немного вперёд, но в Германии более красивой и интересной церкви я не видел.


Не выделяясь стилистически, собор берёт своё фактурой стен и множеством скульптур на них.


Львы, впрочем, тут не лучше петербургских. Но это, пожалуй, его единственный недостаток.


Около входа — конная статуя Отто фон Бисмарка (1910).


Зайдём внутрь.


Собор действующий, относится к лютеранской церкви. На одной из 99-метровых башен открыта смотровая площадка, но я на неё не успел: аттракцион закрывается в 17:00, а я зашёл в Дом в начале шестого, поэтому ограничился осмотром внутренностей кирхи. Вид на алтарь.


Вид с алтаря.


Боковая галерея.


Надпись: «Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».


Красиво, конечно, но я предпочёл бы смотровую.


Собор очень приятно гармонирует с ратушей.


Поэтому вдвойне непонятно, почему в список ЮНЕСКО ратушу с Роландом включили, а Дом пропустили.


На мой скромный взгляд, упоминания достойна вся Рыночная площадь, ведь противоположная сторона тоже обращает на себя внимание.


Слева бывшая гильдия купцов, ныне Торгово-промышленная палата Бремена.


Здание носит название Шлюттинг и построено в 1537–1538 годах. Позже, естественно, дорабатывалось и реставрировалось. В частности, крыльцо появилось в конце XIX века.


Соседние домики, датирующиеся широким периодом от конца XVII (левое, здание немецкой сберкассы Шпаркассе) до начала XX (правое, Дойчес хаус) века, все или почти все были разрушены в годы войны, но в 1950-х их восстановили, благодаря чему ансамбль площади выглядит целостно.


Восстановление очень качественное. Кусочки Фармацевтического управления и таможни (1595, 1830).


Тот же квартальчик сбоку.


Буквально сразу за ним начинается современный район. В этом весь Бремен: в городе есть несколько интересных мест, но стоит отойти от них на два метра, и весь интерес исчезает. Современный город всюду, куда удалось зайти, выглядит под копирку.


С другой стороны от Шлюттинга здание хлопковой биржи (1900–1902).


Между ратушей и Домом расположена площадь Домсхоф («hof» по-немецки означает «место», это весьма популярный способ выделить небольшую площадку, примыкающую к чему-либо), фактически являющаяся продолжением Рыночной. Здесь есть достойное здание (1904), занятое банком.


Но моё внимание привлёк странный фонтан под именем «Нептун».


Особенно хочу отметить брызжащего соплями коня. Зрелище уникальной эстетичности.


Завершая знакомство с Марктплатцем, пройдём немного по улице Домсхайде, переходящей в Остерторштрассе. Вдоль них стоят ещё три весьма заметных здания. Одно из них, концертный зал, носит название своего предшественника. Некогда на его месте, прямо у стен собора святого Петра, находилась старая церковная постройка, за форму получившая название «Ди Глоке» («Колокол»). Позже оно не раз переходило из рук в руки, а в 1915-м сгорело, после чего в 1926–1928 годах и был построен современный «Колокол».


Напротив него находится Главпочтамт, бывшее здание Императорской почты (1875–1879, перестроено сотней лет позже).


Третье здание — угловое (1891–1895), вмещавшее в себя всевозможные суды и даже следственный изолятор. Фасад, выходящий к Дому.


На другом фасаде, вытянутом вдоль Остерторштрассе, есть башня.


Напротив него построен новый корпус, с которым старый соединён стеклянным переходом. Выглядит футуристично, хотя перемычку соорудили ещё в 1961-м.


Рыночная площадь, безусловно, является главным магнитом для гостей города.


Но не единственным. В сегодняшнем рассказе я упомяну ещё об одном — улице Бёттхерштрассе (то бишь Бондарной). Неприметный вход на неё находится между Шлюттингом и рядом столетних зданий по соседству.


100-метровая улица приняла свой облик в 1922–1931 годах, когда местному кофейному магнату, изобретателю кофе без кофеина Людвигу Розелиусу захотелось оформить один из переулков родного города в немецком духе. На это он сподвиг художника-экспрессиониста Бернгарда Хётгера. Что из этого получилось, хорошо иллюстрирует карта на входе.


Вся улица заставлена краснокирпичными постройками примерно одного стиля. Встречает посетителей Дом Семи Ленивых. Фигурки на фронтоне символизируют братьев-путешественников, приносивших в Бремен передовые разработки других стран.


Рельеф на стене называется «Светоносец» и посвящён ни много ни мало Гитлеру. Второе его название — «Победа нашего фюрера над силами тьмы». Розелиус и Хётгер симпатизировали НСДАП и лично фюреру, но тот взаимностью не отвечал. В итоге Бёттхерштрассе была упомянута нацистами как «дегенеративный образец Веймарского искусства».


Дегенеративный не дегенеративный, но как по мне, не самый интересный точно.


Этот тот случай, когда история улицы интереснее её облика.


То место, что на карте выглядит как поворот, на самом деле похоже на небольшую площадь.


Выделить здесь можно пару домов. Паула-Беккер-Модерзон-Хаус с одноимённым музеем.


Единственное старое здание улицы — Розелиус-Хаус, построенное в XVI веке (а немецкая википедия и вовсе ссылается на XIV век). Впрочем, при застраивании квартала оно было расширено под нужды музея Розелиуса, где он разместил свою коллекцию элементов домашнего интерьера.


Ещё одна древность расположена поблизости, но к Бёттхерштрассе не относится. Домик называется Шпитцен Гебель, его возведение относят примерно к 1400 году, а нынешний облик — к 1600-му.


Рядом с ним памятник мальчику с сачком, который я сначала принял за совок.


На Бёттхерштрассе есть несколько скульптур, но как-то ничего не приглянулось. Разве что фигурки, рекламирующие один из многочисленных магазинов.


Улочка выводит на крупную Мартиништрассе.


Сюда фасадами выходят два последних дома Бондарной: самый новый здесь Робинзон-Крузе-Хаус (1931, слева) и самый прогрессивный в плане использованных материалов двойной Хаус Атлантис (1930–1931).


Дальше вновь начинается современный город, и туда мы отправимся в следующей части. Формально мы ещё походим по Альтштадту, но старины в нём уже практически не будет. Тем более такой внушительной.


Однако там будет другой сохранившийся исторический фрагмент города.

 

 
Вся серия:
Любек:
    Часть 1: южная половина
    Часть 2: северная половина
    Часть 3: сверху вниз
Бремен:
→ Часть 1: Альтштадт
    Часть 2: набережная и Шнор
Гамбург:
    Часть 1: дома и тротуары
    Часть 2: стройки и надписи
    Часть 3: общественный транспорт
    Часть 4: своим ходом
    Часть 5: люди
    Часть 6: окраины
    Часть 7: ратуша и Внутренний Альстер
    Часть 8: Репербан и церковь святого Николая
    Часть 9: улицами центра
    Часть 10: кандидат в ЮНЕСКО
    Часть 11: набережная Эльбы
    Часть 12: Альтона и порт
    Часть 13: смотровые
    Часть 14: 10 фото

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Тэги: , , .

Камменты:

  1. Olga

    фото у вас атмосферные. вдохновлялась перед поездкой в Бремен и Гамбург. Жаль, с последнем любви пока не сложилось, думаю надо попробовать еще раз походить по городу. И спасибо за Чебоксары. Понравилось

    • Спасибо.
      Гамбург мне тоже не сразу понравился. Хотя любить я его не люблю — просто привык.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.